Semenalidery.com

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Язык программирования паскаль обучение

Язык программирования Pascal для новичков: основные понятия

В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Pascal. Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть.

Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.

1. Подготовка к работе

Итак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.

А что же собственно, такое, этот «компилятор»? Это специальная программа, которая считывает код программы, а затем переводит его на язык машинных кодов. То есть, по сути, все языки программирования – это способ “общения” с компьютером, а компилятор помогает перевести нашу “речь” на понятную ему.

Для Pascal существует немало компиляторов, самые известные из них: Pascal ABC, Free Pascal, Pascal ABC.NET, Turbo Pascal. Все эти программы по-своему хороши, но лично для меня (автора), очень удобен Pascal ABC (или Pascal ABC.NET), поскольку он имеет весьма удобный интерфейс, подробную справку, и даже специально подготовленный для новичков сборник задач.

2. Начало работы

Что ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
Алфавит Pascal состоит из:

  1. Прописных и строчных букв латиницы: A. Z, a…z;
  2. Цифр: 0. 9;
  3. Специальных символов: + — * / = . ; ‘ # ( ) < >[ ] и их комбинаций: «>=» «

Задача же синтаксиса и семантики состоит в том чтобы, правильно написать раздел программы и правильно составить ее структуру, в противном же случае наша программа будет работать неправильно (или же не работать вовсе!).
Вам наверное уже не терпится приступить к самой интересной части, так что сейчас мы с вами попробуем написать ваши первые программы.

Структура программы выглядит так:

Program «имя программы»; — заголовок программы;
(Примечание: в конце строки ставится точка с запятой, не во всех, но в большинстве)
Uses (название библиотеки); здесь подключаются библиотеки, которые дают дополнительные возможности при создании программ;
Label (имя метки); здесь, если необходимо, прописываются метки, позволяющие переходить в разные места программы (о них позже);
Const тут указываем переменные с постоянной величиной, например, p=3.14;
Var тут через запятую перечисляем все переменные, а затем, указываем тип данных (Пример: Var: K, L, M: integer; N, O: real; (если несколько типов));
Begin (здесь без точки с запятой)
Дальше следует основной блок программы;
end. – конец программы (обязательно после “end” точка, если только это конец программы, а не операторные скобки).

3. Создание первых программ

Теперь вы знакомы с основной структурой программы. Следует заметить, что из вышеперечисленных разделов обязательными есть только «Var», «Begin» и «end», остальные же могут применяться, если это требуется в ходе выполнения поставленной задачи.

Откройте окно вашого компилятора, и введите следующие строки:

program Programma1;
begin
end.

Нажмите кнопку «Выполнить»(«Run»). Ничего не происходит? Так и есть, ведь наша программа «пустая», мы не указали что она должна делать, потому ничего и не произошло. Обычно принцип работы программы написанной на языке Pascal состоит из трёх этапов: ввод данных – обработка данных – вывод даннных. Теперь познакомимся с оператором “write”. Он служит для как раз для вывода данных без перехода на новую строку. Попробуем его применить, тем самым сделав нашу программу чуть сложнее и интереснее:

program Programma1;
begin
write(‘ Pascal ‘);
end.

Собственно, так он и применяется. Между апострофами мы можем ввести любой текст, на любой раскладке, и после выполнения программы он появится в окне вывода (или в командной строке, смотря какой у вас компилятор). В данном случае, должно появиться слово «Pascal».

3.1. Операторы write, writeln, read, readln

Теперь поговорим о вводе данных. Мы уже познакомились с оператором write, но существуют также и другие. Writeln, к примеру, используется для вывода данных с переходом на новую строку. Зачем? Ну, например чтобы дать какой-нибудь переменной значение:

Как вы видите, я вкратце описал каждое действие в фигурных скобках. Это называется комментарий. В дальнейшем я также буду использовать их для объяснений.
В этом примере для присваивания к переменной значения, введенного с клавиатуры используется оператор read. Мы видим, что при выполнении он прочитал строку в переменную А. А другой оператор, readln работает по другому. Используя его, мы можем сразу ввести нужную строку, и она прочитается в переменную:

Теперь, когда вы немного знаете о вводе данных, поговорим о том, какие могут быть данные, и как их обрабатывать.

3.2. Типы данных в Pascal

Пока вы читали эту статью, вы, наверное, уже пару раз натыкались на непонятное вам integer. Внимательно изучив основную структуру программы, вы наверняка поняли, что это тип данных. Но что это означает? Давайте поближе с этим познакомимся.

Исходные данные, которые вводятся с клавиатуры или читаются из файла, находяться в переменных, а они, в свою очередь, хранятся в оперативной памяти. Тип данных определяет, какие именно данные можно хранить, и сколько они займут оперативной памяти. Типы данных бывают целыми и вещественными.

•Целые типы данных (для целых чисел):
— byte
Объем памяти значений этого типа составляет 1 байт. Диапазон значений для данного типа: от 0 до 255.
— word
Значения этого типа занимают уже 2 байта памяти, а диапазон значений уже побольше: от 0 до 65535.
— integer (уже нам знакомый)
Значения также занимают 2 байта памяти, диапазон такого же размера, но включает уже и отрицательные числа: -32786…32787.
— LongInt
Объем памяти, занимаемый значением типа равняется 4 байтам. Диапазон значений же полностью соответствует названию типа данных: от -2147483648 до 2147483647
— ShortInt
Значение типа потребляет 1 байт памяти, диапазон относительно небольшой: -128…127.

•Вещественные типы данных (для чисел с дробной частью):
— Real
Занимаемая значением типа память – 6 байт. Число значащих цифр – 11-12. (значащие цифры – это точные цифры, т.е. не округленные). Диапазон значений типа: от 2.9*10-39 до 1.7*1038.
— Double
Размер значения типа – 8 байт. Число значащих цифр – 15-16. Диапазон: 5.0*10324…1.7*10308.
— Extended
Занимает 10 байт. Число значущих цифр – 19-20. Диапазон: 3.4*10-4932…1.1*104932.
Помимо этих, существуют также символьный тип данных (char) и даже логический тип данных (boolean), переменные которого могут принимать значения только true или false.

Итак, мы уже немало узнали о вводе и выводе данных. Теперь же перейдем к самой сложной части – обработке данных.

3.3. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.

Мы уже научились вводить данные в программу, теперь попробуем научиться их обрабатывать. Первое, и самое главное, что нам пригодится в этом деле – оператор присваивания. Выражается он вот так: «:=», и используется для присваивания значения переменной. Примеры: A:=1.5; B:=2+A. Теперь, когда мы знакомы с оператором присваивания, можем рассмотреть математические операции Pascal:

  1. Сложение (+);
  2. Вычитание (-);
  3. Умножение (*);
  4. Деление (/);
  5. Целочисленное деление (div) – возвращает целую часть от деления (Пример: 10 div 3 = 3);
  6. Остаток от деления (mod) – возвращает только остаток от деления (Пример: 5 mod 2 = 1);

Помимо приведенных, существуют еще такие операции и функции для работы с числами:

abs(x) – возвращает модуль от x;
sin(x) – синус угла x (в радианах);
cos(x) – косинус угла x (в радианах);
int(x) – возвращает целую часть от x;
random(число) – случайное число от 0 до заданного;
sqr(x) – квадрат x;
sqrt(x) – квадратный корень x;
inc(x) – увеличить x на 1;
dec(x) – уменьшить x на 1.

Условия

Условия в Pascal играют очень большую роль, особенно если алгоритм выполнения программы разветвленный. Формулируется условие следующим образом:

if (условие 1) then (действие 1 — основное) else (действие 2 — альтернативное)
(if – если, then – то, else – иначе)

При построении условия пользуются логическими операциями and, not, or, xor:

• and – операнд, объединяющий несколько условий в одно. Действие будет выполняться, только если все перечисленные условия будут верны.
program Usloviya;
var a:integer;
begin
readln(a);
if (2*2=4) and (3+2=5) then a:=a+1 else a:=a-1;
write(a);
end.

Читать еще:  Язык программирования паскаль учить

На этом примере мы видим, что все условия, перечисленные через and верны, потому выполнялось только первое действие, идущее через than. Если хотя бы одно условие не было верно, тогда выполнилось бы второе действие.

• not – логическое действие с условием из одной части. Если условие неверно, то будет выполняться основное действие (первое), если верно – то альтернативное (второе).

program Usloviya;
var b:integer;
begin
readln (b);
if not 5=4 then b:=b+1 else b:=b-1;
write (b);
end.

Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие.

• or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие.
program Usloviya;
var d:integer;
begin
readln (d);
if (5=4+1) or (5=4) then d:=d+1 else d:=d-1;
write(d);
end.

Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие.

• xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие.

program Usloviya;
var n:integer;
begin
readln(n);
if (6=4) xor (3=5-2) then n:=n+1 else n:=n-1;
write (n);
end.

(Примечание: Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.)

Теперь мы с вами знакомы и с основами обработки данных. Осталось поговорить о некоторых дополнительные процедурах, и функциях для управления программой, которые вам не раз пригодяться при дальнейшем обучении на Pascal.

3.4. Процедуры и функции для управления программой

Поговорим о упомянутой раньше метке. Эта процедура очень легка в использовании и позволяет при надобности перейти в любую часть программы, «перескочив» одну из следующих частей, или же наоборот, вернуться в предыдущую часть. Прописывается метка очень просто: сперва описываем метку в разделе меток (см. п. 3. Начало работы. Структура программы), а затем указывается место перехода, а нужный оператор помечается меткой.

На данном примере, программа увеличивает на 1 введенное число, пока оно не станет равным пяти. Тут мы и можем проследить действие метки.

•Delay(время) – остановка программы с задержкой, время в кавычках указывается в миллисекундах.
•Readkey – остановка программы до нажатия клавиши, значение функции – код нажатой клавиши.
•Exit – досрочное завершение процедуры.
Следует заметить, что для работы delay, readkey, и exit необходимо подключить модуль crt (uses crt).

Также посмотрите видео: Паскаль с нуля — первая программа.

4. Заключение

Прочитав эту статью, вы получили базовые знания по языку программирования Pascal. В доступных и понятных формулировках здесь были выложены основные понятия, принципы работы с данным языком. Теперь дело переходит к вам в руки. Если вы правильно воспользуетесь этой информацией, и продолжите обучаться языку Pascal, то вскоре сможете владеть им в совершенстве.

Поняв принцип работы с Pascal, вы сможете изучить и другие языки программирования, и в будущем писать уже более «серьезные» программы, чем те с которыми вы познакомились при изучении этой статьи. Продолжайте учиться! Удачи!

Знакомство со средой PascalABC

Среда программирования PascalABC используется в качестве начального обучения программированию школьников на языке программирования Паскаль. Среда содержит мощную справочную систему и встроенный задачник с автопроверяемыми заданиями. Это позволит вам быстро научиться писать программы на паскале.

В бесплатной мини-версии задачника доступно 270 заданий по всем основным разделам. Этого вполне достаточно для самостоятельного освоения начального уровня программирования. Скачать паскаль бесплатно версию 3.0 можно здесь . В настоящее время данная версия больше не поддерживается и разработчики работают над PascalABC.Net . Итак, начинаем pascal abc обучение.

Внешний вид интерфейса программы PascalABC

Окно среды программирования выглядит стандартно. В нем присутствует строка меню (1), ниже располагается панель инструментов быстрого доступа (2). Далее расположена рабочая зона редактора кода.

Внешний вид интерфейса программы

Вверху отображены ярлыки открытых файлов с текстами программ (3). Одновременная работа с несколькими текстами значительно упрощает создание программ. Можно копировать и переносить участки кода из одного файла в другой (4).

В режиме выполнения программы можно увидеть зону ввода данных и вывода результатов (5).

Работа с PascalABC

После набора текста программы необходимо выполнить ее сохранение и задать имя. Для этого можно воспользоваться командой Файл-Сохранить как или соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Давайте имя отличное от предлагаемого по умолчанию. Это облегчит вам в дальнейшем поиск нужного кода.

Запуск

Теперь можно запустить программу для проверки ее работы. Команда запуска Программа -Выполнить или кнопкой в виде зеленого треугольника на панели инструментов. Перед запуском выполняется компиляция кода. Если в коде есть ошибки, то появится красная строка с описанием ошибки.

Ошибки в программе

Курсор будет указывать место вероятной ошибки, но это не всегда совпадает с её описанием. Вот, например, на скриншоте выше курсор указывает на переменную Y, но ошибка содержится в строке выше. Там пропущен символ «точка с запятой», который обязательно должен быть по завершению каждой командной строки. После исправления ошибки, снова запускаем выполнение программы.

Остановка

Остановка программы происходит по ее завершению. Но возможны случаи, когда программу необходимо остановить принудительно. Для этого есть кнопка «Стоп» на панели инструментов или команда Программа — Завершить.

Настройка текстового редактора abc паскаль

По умолчанию в редакторе кода задан минимальный размер шрифта. Если вы испытываете дискомфорт при наборе текста, то зайдите в меню Сервис — Настройки редактора. Установите желаемый размер шрифта.

Настройка редактора Pascal ABC

Работа с электронным задачником

Научиться писать программы pascal невозможно без практики. Система автоматического тестирования работы программы для паскаля поможет вам освоить программирование на языке pascal.
Зайдите в меню Сервис — Создать шаблон программы. У вас откроется следующее окно (смотрите ниже)

Здесь нужно написать название группы заданий. Смотрим на список и вписываем нужную группу в точности как она записана в списке окна. После указания имени группы заданий, подсказка поменяется.

Теперь будет указано количество доступных заданий в этой группе или будут перечислены номера конкретных заданий. Вы добавляете номер к названию группы без пробела. Нажимаем кнопку Загрузка. Откроется вкладка с выбранным заданием. В новом файле будет присутствовать автоматически сгенерированный код. Его удалять нельзя.

Теперь для просмотра текста задания нажмем на кнопку запуска программы.

Посмотрите на окно выше. Оно разделено на три части. В первой части дано условие задачи, для которой нужно написать код. Во второй части желтым цветом указаны числа. Это исходные данные, сгенерированные задачником. Они будут прочитаны командой Read. В третьей части отображается результат, который будет получен при выполнении вашей программы. Теперь закрываем окно и дописываем код.

Запускаем на выполнение. Если нет ошибок, то получим окно.

Нужно провести несколько повторных запусков программы, чтобы пройти все тесты. И только после прохождения всех тестов задание получит статус «Задание выполнено!» Теперь можно переходить к выполнению следующего задания.

Методическое пособие. Изучаем Паскаль в школе.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

История возникновения языка программирования Паскаль

Паскаль был разработан в 1979 году швейцарским математиком Николаусом Виртом в качестве учебного языка программирования. Вирт назвал его в честь французского ученого Блеза Паскаля, изобретателя счетной машины.

В 1980 году была впервые выпущена среда для программироания Турбо Паскаль . Эта среда интегрирует в себе: компилятор с языка Паскаль, текстовый редактор для редактирования кода программ, а так же средства отладки программ.

В 1995 году был разработан язык программирования Delphi , представляющий собой визуальную версию языка Паскаль.

Структура программы языка Паскаль

Программа на языке Паскаль имеет вид:

[необязательный оператор USES];

[имя] — программы может содержать до 8 символов, состоящих из латинских букв и цифр (должно начинаться с буквы и не содержать пробела).

[Необязательные операторы USES] — указывает какие модули входят в программу.

[раздел описания] — указывает какие процедуры и функции, переменные, метки будут использованы в программе.

BEGIN — ключевое слово, указывающее, что за ним следует текст программы.

[команды] — команды языка программирования.

END. — указывает на окончание программы.

Команды заканчиваются символом ‘ ; ‘ — этот символ показывает окончание одной команды и начало следующей.
Команды могут содержать произвольное количество пробелов, а так же могут быть разделены на несколько экранных строк и наоборот — несколько команд может быть в одной строке. В принципе вся программа на языке Pascal может быть записана в одну экранную строку.

Читать еще:  Семантика в программировании это

USES Crt ; <подключение графического модуля, необязательные операторы USES,.>

Var x,y, c : integer ;

Clrscr ; (очистка экрана)

Пример 1.2 (та же программа, записанная в 5 строк, а не в 8):

USES Crt; Var x,y,c:integer;

Примечание: оператор PROGRAM [имя] можно вообще не писать, на работу программы он не влияет.

Комментарии в программе

Комментарии используются для пояснения некоторых участков кода программы.

Комментарии игнорируются компилятором и поэтому не влияют на выполнение программы.

Для записи комментария используют символы:

Этапы создания компьютерной программы.

Запуск среды Turbo Pascal

Работа в окне редактирования Edit .

Сохранение программы в файле.

Запуск компилятора Compile ( Alt + C ).

Выполнение программы Run ( Alt + R )

Просмотр результатов работы программы Alt + F 5.

Выход из среды Turbo Pascal Alt + X .

Комбинации клавиш для работы с буфером обмена

Данный раздел описания обозначается ключевм словом Var, за которым через точку с запятой перечисляются

Пример описания переменных:

Var c , d , e : Integer ;< описание целых чисел>

Var a , b : real ;< описание вещественных чисел>

Примечание: в разделе описания переменных, переменным можно задавать начальное значение (с: integer =160;). Переменные одинакового типа записываются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип (c, d, e: Integer;).

Write вывод на экран, текст заключается в апострофы

Writeln вывод на экран с переводом курсора в следующую строку.

Например: Writeln (‘Привет’)

Read ввод числа с клавиатуры

Readln ввод числа с клавиатуры с переводом курсора в следующую строку.

Clrscr (очистка экрана при подключении модуля Crt )

Abs (х) вычисляет абсолютное значение аргумента х, то есть модуль х.

Sqr (х) возводит в квадрат аргумент х.

Sqrt (х) – вычисление квадратного корня.

DIV деление нацело, ( C := A div B )

Mod остаток от деления ( C := A MOD B )

Описание: Cos ( x ) (х: real )
Примечания: Параметр x является выражением вещественного типа.

Результатом будет косинус x.

Предполагается, что это значение задает угол в радианах, т.е. x — это радианы, а не градусы.

Назначение: Возвращает синус аргумента.

Функция Trunc ( x ) –возвращает целую часть числа Х, т.е. отбрасывает дробную часть.

Функция Round ( x ) – округляет до ближайщего целого.

Sqrt, sin, cos, Arctan

Форматы записи вещественных переменных

Переменные вещественного типа выдаются на экран в особой экспоненциальной форме.

Числа с десятичной точкой могут записываться в двух формах:

1.Обычная форма. 2,7 записывается как 2.7

2. Запись с экспонентой: число представляется в виде мантиссы, т.е. дробной части, умноженной на 10 в некоторой степени.

Например: 2700=2,7*10 3 , число 10 записывается в виде буквы Е, а дальше идет величина степени: 2,7Е+3.

Например:0,002=2*10 -3 = 2Е-3

Вывод на экран в обычной форме:

writeln (‘ c =’, c :6:3);Для числа С отводится 6 позиций, 3 позиции после десятичной точки.

Команды ввода и вывода.

Для вывода даных на экран или для записи в файл используют комнды: write (a1, a2, a3) и writeln (a1, a2, a3) . Где a1, a2, a3 — переменные или константы. Также используют эти команды для вывода сообщений: текста или просто симвлов. Эти две команды различны между собой только тем, что после выполнеия команды write курсор не переходит на другую строку, а в команде writeln — переходит.

Пример вывода на экран сообщения:

Для ввода данных используют команды :

read (a1, a2, a3) и readln (a1, a2, a3) . Где a1, a2, a3 — переменные. Эти две команды также различны между собой только тем, что после выполнеия команды read курсор не переходит на другую строку, а в команде readln — переходит.

Пример ввода данных:

Пример . Определить количество сотен, десятков и единиц числа: Х = 324

Оператор условия — if

Условный оператор предназначен для выполнения какого-нибудь действия при выполнении определенного условия.

Условный оператор имеет вид:

if [условие] then [оператор 1] else [оператор 2];

[условие] — некоторое логическое выражение (например: a=5); [оператор 1] — который выполняется только в том случае если [условие] — истинно (верно) [оператор 2] — который выполняется только в том случае если [условие] — ложно (не верно)

Перед else символ ; (точка с запятой) не ставится.

else [оператор 2]; — могут отсутствовать, если в этом нет необходимости.
В таком случае условный оператор принимает вид:

if [условие] then [оператор 1];

Пример. Программа выводит пример 12+16= , а пользователь вводит ответ решения этого примера. А после этого программа проверяет: правильно ли ввел пользователь ответ, если правильно, то пишет «Ответ правильный!».

если ответ введен не верно, то программа напишет «Ответ не верный!»

writeln(‘Решите этот пример и введите ответ:’);

writeln(‘ Ответ правильный !’)

writeln(‘Ответ не верный!’);

Теперь если вы вводите число 18, то пишется «Ответ правильный!», а если другое число, то пишется «Ответ не верный!».

СИМВОЛЬНЫЙ ТИП ДАННЫХ

Символьный тип Char занимает объем памяти равный 1 байту и может принимать только 1 символ из введенной строки.

В таблице кодов коды символов упорядочены. Таким образом для каждого элемента типа Char всегда есть предшествующий и последующий элементы. Такой тип данных называется порядковым.

Тип Char – порядковый тип.

Ord (х) возвращает код символа, занесенного в переменную Х.

Chr ( N ) – возвращает символ по заданному коду

Pred ( X )- возвращает предшествующий элемент относительно значения переменной Х.

Succ ( X ) –возвращает последующий элемент относительно значения переменной Х.

Уроки программирования на языке Pascal!Урок 1. Описание и первая программа.

Язык программирования Pаscal — весьма несложный язык и ознакомившись с ним, вы сможете с лёгкостью перейти в объектно ориентированное программирование. Начнём.Для работы мы будем использовать среду разработки Free Pascal(или можете использовать Turbo Pascal)
Любой язык программирования имеет описательную часть,(В Assembler — она называется Data Segment) в которой мы описываем то с чем будем работать. Переменные, константы,типы и проч. Первое с чем стоит ознакомится это блок описания переменных. Данный блок начинается с зарезервированного слова «var»(от англ. variables — переменные).
Именная переменных могут быть любые, но желательно придавать им некий смысл. Например сумма -S, произведение — P, и т.д. Главное запомнить два правила: 1)Имя переменной начинается с буквы(не с цифры). 2) Имя переменной не должно содержать кириллицу(русские буквы).
Далее.
Каждая переменная должна быть охарактеризована типом. Типы могут быть как стандартными, так и пользовательскими. Переменная может характеризоваться как числами, так и символами.

BYTE целое число от 0 до 255, занимает одну ячейку памяти (байт).

BOOLEAN логическое значение (байт, заполненный единицами, или нулями), true, или false.

WORD целое число от 0 до 65535, занимает два байта.

INTEGER целое число от –32768 до 32767, занимает два байта.

LONGINT целое число от –2147483648 до 2147483647, занимает четыре байта.
REAL
число с дробной частью от 2.9*10-39.до 1.7*1038, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 12-го знака после запятой, если результат какой либо операции с REAL меньше, чем 2.9*10-39, он трактуется как ноль. Переменная типа REAL занимает шесть байт.

DOUBLE
число с дробной частью от 5.0*10-324.до.1.7*10308, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 16-го знака после запятой ,если результат какой либо операции с DOUBLE меньше, чем 5.0*10-324, он трактуется как ноль. Переменная типа DOUBLE занимает восемь байт.

CHAR символ, буква, при отображении на экран выводится тот символ, код которого хранится в выводимой переменной типа CHAR, переменная занимает один байт.

STRING строка символов, на экран выводится как строка символов, коды которых хранятся в последовательности байт, занимаемой выводимой переменной типа STRING; в памяти занимает от 1 до 256 байт – по количеству символов в строке, плюс один байт, в котором хранится длина самой строки.

Переменная типа байт будет иметь следующий вид:
var
a:byte;
так-же к одному типу можно приписывать множество переменных:
var
a,b,c,d,e:integer;

Так же — типы могут задаваться пользователем с помощью описательного блока Type.
Сперва указывается название типа, а затем описание типа. В качестве описания типа может быть множество.

С данным блоком мы познакомимся более подробно в следующих уроках.
Третий описательный блок — константы.
константы — не имеют типа(за исключением типизированных констант, но об этом позже). Они делятся на числа и символы.

Читать еще:  Задача нелинейного программирования онлайн

Для написания простейшей программы, этого достаточно. Дальше мы это рассмотрим более подробно. А теперь напишем вашу первую программу.

Суть программы будет в проведении арифметических действий над двумя числами и записи результата в третье.
Сперва опишем переменные.
var
a,b,c:real;
(напомню, что переменные типа real(иначе числа с плавающей точкой или числа с плавающей запятой), могут содержать в себе дробные числа(в отличии от integer). Два данных типа наиболее часто используются в базовых уроках).
После описания идут программные скобки. В разных языках они разные, в Pascal программные скобки представлены в виде слова Begin(Открывающая скобка) и End.(Закрывающая).
В коде они выглядят так:
Begin
End.
Таких скобок может быть несколько, однако основные скобки, всегда заканчиваются словом End.(с точкой).
Арифметические действия в Паскале изображаются стандартными символами.
«+»-сложение
«-» — вычитание
«/»-деление
«*»-умножение
Чтобы записать результат выполнения в переменную используется команда присвоения. — «:=»;
Но прежде чем выполнять данные действия, необходимо внести значения переменных в программу. Для того, чтобы программа запросила вод данных, используется команда Read().
Поскольку арифметические действия будут выполнятся над 2мя числами — программа должна запросить на ввод — 2 числа.

Read(a,b);
(Обратите внимание, что операторы(строки выполняющие какие либо действия) разделяются точкой с запятой).
Но помимо ввода, данных, нам необходимо вывести результат на экран. Для этого используется команда Write().
Оформим нашу программу.

var
a,b,c:real;
begin
read(a,b);
c:=a+b;
write(c);
end;
Алгоритм нашей программы можно описать так: Ввод данных, подсчёт суммы введённых чисел и запись их в переменную результата. Вывод переменной результата.
Оператором Write, можно выводить не только переменные, но и просто текст! Текст для вывода берётся в кавычки.

Операторы Pascal не восприимчивы к регистру.(Другими словами, неважно большими или маленькими буквами писать).
Теперь, после того как вы записали программу, нажмите комбинацию клавиш Ctrl+F9 или Run на панели инструментов, для запуска программы. Что мы видим? Программа выполнилась и сразу закрылась. (Если это не так, значит у вас возникли ошибки, окно в нижней части экрана, должно уведомить вас об этом). Что бы увидеть результат выполнения программы, нажмите F5.
Попробуйте составить программу, которая не суммирует, а делит или умножает числа.
Так же внизу представлены некоторые бинарные(для двух чисел) команды, без описания. Попробуйте узнать — что они делают и для какого типа данных предназначены(real или integer):
+

/
*
div
mod
А на сегодня всё. Если этот пост будет одобрен, увидимся на следующем уроке. Удачи)

Основы программирования Паскаль: насколько сейчас востребован этот язык?

Один из самых распространенных языков, который используется для ознакомления с основами программирования — Паскаль. Устроиться на должность с конкурентной зарплатой специалистам по Pascal очень сложно. Но знание устаревающих языков может стать и преимуществом.

Что такое язык программирования Паскаль

Паскаль – база для Delphi или Ада, но он устарел для использования в современных коммерческих проектах. Несмотря на то что язык сам по себе почти не имеет практического значения, он часто применяется с целью обучения школьников и студентов первых курсов.

Языку Паскаль более 40 лет

Директор центра архитектуры Stack Group Илья Вислоцкий говорит, что многие компании начинали разрабатывать ПО на Паскале, когда он был стабильно поддерживаемым и популярным языком. Но сейчас это язык, теряющий популярность, а его диалект, который недавно был востребован — Delphi, все еще “на плаву”.

Существует ряд диалектов и сред, которые применяются студиями и IT-компаниями. Так, есть вакансии для программистов Delphi. Практическое значение имеет диалект Object Pascal и основанная на нем среда разработки Lazarus. С помощью этого инструмента можно создавать объектно-ориентированное ПО с графическим пользовательским интерфейсом.

Так выглядит язык программирования Паскаль

Какие функции языка существуют

Часто встречающиеся операции реализованы в Паскале с помощью функций. Стандартные включают арифметические (abc, sin, int и др.), функции преобразования (round, trunc и ord), процедуры для порядковых величин (succ, pred, ord и odd). Есть возможность добавить пользовательские функции.

Где используется Паскаль

Паскаль разработан для обучения структурному программированию новичков. Язык и сейчас считается лучшим для обучения.

Turbo Pascal был популярен для ПК в 80-90-е гг. В продолжение Turbo была выпущена система Delphi. Современная модификация Delphi Object Pascal используется в машинном обучении.

Петр Калинин, преподаватель информатики и тренер по спортивному программированию, считает, что начинающим не нужен классический Pascal. Но можно изучать среды под диалекты (например, PascalABC.Net).

Другая реализация — Free Pascal — имеет открытый исходный код, поддерживает различные диалекты языка и мультиплатформенность. На базе Free Pascal появилась среда Lazarus.

Oxygene, разработанный на основе Pascal, появился в 2013 г. С помощью языка можно реализовывать код под разные платформы, включая Java и .NET.

Единственными недостатками являются отсутствие свободно распространяемого компилятора и образовательной среды.

Обучение языку Паскаль

Курсы по языку Pascal не пользуются популярностью, так что выбор обучающих программ небольшой. Уроки по Паскалю проводят университеты для старшеклассников и абитуриентов и центры повышения квалификации — для тех, кто учит школьников и студентов программированию.

Школы интернет-профессий, которые делают упор на практические навыки и трудоустройство, от Паскаля отказались. Этот язык практически не используется в IT-компаниях.

В силу специфики площадок, в программе которых остались курсы по Pascal, обучение преимущественно очное. Средняя продолжительность — 40 академических часов. Стоимость — 15-30 тыс. руб. По окончании обучения проводится аттестация в виде теста или на основании оценок практических работ, выдается сертификат международного образца.

Основы программирования для начинающих

Pascal — это простая среда разработки с понятным синтаксисом, поэтому научиться программировать можно самостоятельно. Но желательно изучать не чистый Паскаль (для DOS), а инструмент, с помощью которого можно создать приложение для Windows, например, Borland Delphi.

Есть онлайн-ресурсы с типовыми задачами, решениями и примерами использования языка, но основы лучше изучить по печатным изданиям. В учебниках информация дана более структурировано. Несколько популярных пособий:

  1. “PascalABC.NET: введение в современное программирование”, А. В. Осипов. Рассматриваются особенности использования конструкций, в конце каждого раздела есть практические задания и примеры.
  2. “Структуры данных в PascalABC.NET”, М. Э. Абрамян. Первая часть пособия содержит описание возможностей языка, запросов, средств, подпрограмм для генерации. Во второй части автор приводит варианты алгоритмов, рассматривает структуры данных, подробно описывает работу с многомерными структурами.
  3. “Основы программирования в среде Lazarus”, К. Т. Мансуров. Изложение ведется применительно к среде Lazarus, которая по своим возможностям практически не уступает Delphi. В учебнике много примеров, особое внимание уделено разработке софта с графическим интерфейсом для ОС Linux и Windows.
  4. “Turbo Pascal. Решение сложных задач”, В. В. Потопахин. Книга предназначена для тех, кто уже освоил азы. В учебном пособии приведены 20 практических заданий со сложной логикой с примерами решений.
  5. “Паскаль и Дельфи. Самоучитель”, В. Попов. Последовательный курс по изучению языка программирования Pascal. В первой части учебника дается синтаксис Turbo Pascal 7.0, во второй — основы Object Pascal и Delphi 6.

Тем, кто уже знаком с основами программирования на любом другом языке, можно сразу начинать с рассмотрения примеров небольших программ, раскрывающих конструкции языка и содержащих распространенные алгоритмы.

Где искать вакансии

На HeadHunter всего 189 вакансий для программистов Pascal, 59 из них расположены в Москве. Такие специалисты явно не являются востребованными на рынке труда. Особенно это утверждение справедливо, если учитывать, что чистый Паскаль вообще не нужен.

Работодатели ищут программистов Delphi и ASP.NET Core-разработчиков, но в большинстве вакансий знание Pascal просто перечисляется в требованиях. В описании рабочих обязанностей этот язык программирования вообще не фигурирует.

Сейчас на Паскале почти не пишут, поэтому найти работу будет крайне сложной задачей. Причин необходимости изучения этого языка почти нет. Для школьников Паскаль необходим только потому, что в ЕГЭ по информатике и ИКТ есть соответствующие вопросы.

Сколько можно зарабатывать со знанием языка программирования Паскаль

Международная компания Adzuna, которая специализируется на аналитике, провела исследование языков программирования, востребованных на рынке труда. Самыми высокооплачиваемыми специалистами на российском IT-рынке являются программисты Clojure, Haskell, Rust, которые могут рассчитывать на зарплату 170-177 тыс. руб.

Программисты Pascal, согласно данным Adzuna, зарабатывают в России в среднем 48 810 руб. в месяц.

Pascal, Basic, Delphi практикующие IT-специалисты считают устаревшими языками программирования, но все еще изучаемыми в школе или на первых курсах университетов. Эти инструменты мало применимы на практике, но позволяют освоиться с общими концепциями и получить первый опыт в программировании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector