Semenalidery.com

IT Новости из мира ПК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Язык программирования pascal обучение

Язык программирования Pascal для новичков: основные понятия

В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Pascal. Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть.

Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.

1. Подготовка к работе

Итак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.

А что же собственно, такое, этот «компилятор»? Это специальная программа, которая считывает код программы, а затем переводит его на язык машинных кодов. То есть, по сути, все языки программирования – это способ “общения” с компьютером, а компилятор помогает перевести нашу “речь” на понятную ему.

Для Pascal существует немало компиляторов, самые известные из них: Pascal ABC, Free Pascal, Pascal ABC.NET, Turbo Pascal. Все эти программы по-своему хороши, но лично для меня (автора), очень удобен Pascal ABC (или Pascal ABC.NET), поскольку он имеет весьма удобный интерфейс, подробную справку, и даже специально подготовленный для новичков сборник задач.

2. Начало работы

Что ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
Алфавит Pascal состоит из:

  1. Прописных и строчных букв латиницы: A. Z, a…z;
  2. Цифр: 0. 9;
  3. Специальных символов: + — * / = . ; ‘ # ( ) < >[ ] и их комбинаций: «>=» «

Задача же синтаксиса и семантики состоит в том чтобы, правильно написать раздел программы и правильно составить ее структуру, в противном же случае наша программа будет работать неправильно (или же не работать вовсе!).
Вам наверное уже не терпится приступить к самой интересной части, так что сейчас мы с вами попробуем написать ваши первые программы.

Структура программы выглядит так:

Program «имя программы»; — заголовок программы;
(Примечание: в конце строки ставится точка с запятой, не во всех, но в большинстве)
Uses (название библиотеки); здесь подключаются библиотеки, которые дают дополнительные возможности при создании программ;
Label (имя метки); здесь, если необходимо, прописываются метки, позволяющие переходить в разные места программы (о них позже);
Const тут указываем переменные с постоянной величиной, например, p=3.14;
Var тут через запятую перечисляем все переменные, а затем, указываем тип данных (Пример: Var: K, L, M: integer; N, O: real; (если несколько типов));
Begin (здесь без точки с запятой)
Дальше следует основной блок программы;
end. – конец программы (обязательно после “end” точка, если только это конец программы, а не операторные скобки).

3. Создание первых программ

Теперь вы знакомы с основной структурой программы. Следует заметить, что из вышеперечисленных разделов обязательными есть только «Var», «Begin» и «end», остальные же могут применяться, если это требуется в ходе выполнения поставленной задачи.

Откройте окно вашого компилятора, и введите следующие строки:

program Programma1;
begin
end.

Нажмите кнопку «Выполнить»(«Run»). Ничего не происходит? Так и есть, ведь наша программа «пустая», мы не указали что она должна делать, потому ничего и не произошло. Обычно принцип работы программы написанной на языке Pascal состоит из трёх этапов: ввод данных – обработка данных – вывод даннных. Теперь познакомимся с оператором “write”. Он служит для как раз для вывода данных без перехода на новую строку. Попробуем его применить, тем самым сделав нашу программу чуть сложнее и интереснее:

program Programma1;
begin
write(‘ Pascal ‘);
end.

Собственно, так он и применяется. Между апострофами мы можем ввести любой текст, на любой раскладке, и после выполнения программы он появится в окне вывода (или в командной строке, смотря какой у вас компилятор). В данном случае, должно появиться слово «Pascal».

3.1. Операторы write, writeln, read, readln

Теперь поговорим о вводе данных. Мы уже познакомились с оператором write, но существуют также и другие. Writeln, к примеру, используется для вывода данных с переходом на новую строку. Зачем? Ну, например чтобы дать какой-нибудь переменной значение:

Как вы видите, я вкратце описал каждое действие в фигурных скобках. Это называется комментарий. В дальнейшем я также буду использовать их для объяснений.
В этом примере для присваивания к переменной значения, введенного с клавиатуры используется оператор read. Мы видим, что при выполнении он прочитал строку в переменную А. А другой оператор, readln работает по другому. Используя его, мы можем сразу ввести нужную строку, и она прочитается в переменную:

Теперь, когда вы немного знаете о вводе данных, поговорим о том, какие могут быть данные, и как их обрабатывать.

3.2. Типы данных в Pascal

Пока вы читали эту статью, вы, наверное, уже пару раз натыкались на непонятное вам integer. Внимательно изучив основную структуру программы, вы наверняка поняли, что это тип данных. Но что это означает? Давайте поближе с этим познакомимся.

Исходные данные, которые вводятся с клавиатуры или читаются из файла, находяться в переменных, а они, в свою очередь, хранятся в оперативной памяти. Тип данных определяет, какие именно данные можно хранить, и сколько они займут оперативной памяти. Типы данных бывают целыми и вещественными.

•Целые типы данных (для целых чисел):
— byte
Объем памяти значений этого типа составляет 1 байт. Диапазон значений для данного типа: от 0 до 255.
— word
Значения этого типа занимают уже 2 байта памяти, а диапазон значений уже побольше: от 0 до 65535.
— integer (уже нам знакомый)
Значения также занимают 2 байта памяти, диапазон такого же размера, но включает уже и отрицательные числа: -32786…32787.
— LongInt
Объем памяти, занимаемый значением типа равняется 4 байтам. Диапазон значений же полностью соответствует названию типа данных: от -2147483648 до 2147483647
— ShortInt
Значение типа потребляет 1 байт памяти, диапазон относительно небольшой: -128…127.

•Вещественные типы данных (для чисел с дробной частью):
— Real
Занимаемая значением типа память – 6 байт. Число значащих цифр – 11-12. (значащие цифры – это точные цифры, т.е. не округленные). Диапазон значений типа: от 2.9*10-39 до 1.7*1038.
— Double
Размер значения типа – 8 байт. Число значащих цифр – 15-16. Диапазон: 5.0*10324…1.7*10308.
— Extended
Занимает 10 байт. Число значущих цифр – 19-20. Диапазон: 3.4*10-4932…1.1*104932.
Помимо этих, существуют также символьный тип данных (char) и даже логический тип данных (boolean), переменные которого могут принимать значения только true или false.

Итак, мы уже немало узнали о вводе и выводе данных. Теперь же перейдем к самой сложной части – обработке данных.

3.3. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.

Мы уже научились вводить данные в программу, теперь попробуем научиться их обрабатывать. Первое, и самое главное, что нам пригодится в этом деле – оператор присваивания. Выражается он вот так: «:=», и используется для присваивания значения переменной. Примеры: A:=1.5; B:=2+A. Теперь, когда мы знакомы с оператором присваивания, можем рассмотреть математические операции Pascal:

  1. Сложение (+);
  2. Вычитание (-);
  3. Умножение (*);
  4. Деление (/);
  5. Целочисленное деление (div) – возвращает целую часть от деления (Пример: 10 div 3 = 3);
  6. Остаток от деления (mod) – возвращает только остаток от деления (Пример: 5 mod 2 = 1);

Помимо приведенных, существуют еще такие операции и функции для работы с числами:

abs(x) – возвращает модуль от x;
sin(x) – синус угла x (в радианах);
cos(x) – косинус угла x (в радианах);
int(x) – возвращает целую часть от x;
random(число) – случайное число от 0 до заданного;
sqr(x) – квадрат x;
sqrt(x) – квадратный корень x;
inc(x) – увеличить x на 1;
dec(x) – уменьшить x на 1.

Читать еще:  Как загрузить ноутбук в безопасном режиме
Условия

Условия в Pascal играют очень большую роль, особенно если алгоритм выполнения программы разветвленный. Формулируется условие следующим образом:

if (условие 1) then (действие 1 — основное) else (действие 2 — альтернативное)
(if – если, then – то, else – иначе)

При построении условия пользуются логическими операциями and, not, or, xor:

• and – операнд, объединяющий несколько условий в одно. Действие будет выполняться, только если все перечисленные условия будут верны.
program Usloviya;
var a:integer;
begin
readln(a);
if (2*2=4) and (3+2=5) then a:=a+1 else a:=a-1;
write(a);
end.

На этом примере мы видим, что все условия, перечисленные через and верны, потому выполнялось только первое действие, идущее через than. Если хотя бы одно условие не было верно, тогда выполнилось бы второе действие.

• not – логическое действие с условием из одной части. Если условие неверно, то будет выполняться основное действие (первое), если верно – то альтернативное (второе).

program Usloviya;
var b:integer;
begin
readln (b);
if not 5=4 then b:=b+1 else b:=b-1;
write (b);
end.

Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие.

• or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие.
program Usloviya;
var d:integer;
begin
readln (d);
if (5=4+1) or (5=4) then d:=d+1 else d:=d-1;
write(d);
end.

Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие.

• xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие.

program Usloviya;
var n:integer;
begin
readln(n);
if (6=4) xor (3=5-2) then n:=n+1 else n:=n-1;
write (n);
end.

(Примечание: Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.)

Теперь мы с вами знакомы и с основами обработки данных. Осталось поговорить о некоторых дополнительные процедурах, и функциях для управления программой, которые вам не раз пригодяться при дальнейшем обучении на Pascal.

3.4. Процедуры и функции для управления программой

Поговорим о упомянутой раньше метке. Эта процедура очень легка в использовании и позволяет при надобности перейти в любую часть программы, «перескочив» одну из следующих частей, или же наоборот, вернуться в предыдущую часть. Прописывается метка очень просто: сперва описываем метку в разделе меток (см. п. 3. Начало работы. Структура программы), а затем указывается место перехода, а нужный оператор помечается меткой.

На данном примере, программа увеличивает на 1 введенное число, пока оно не станет равным пяти. Тут мы и можем проследить действие метки.

•Delay(время) – остановка программы с задержкой, время в кавычках указывается в миллисекундах.
•Readkey – остановка программы до нажатия клавиши, значение функции – код нажатой клавиши.
•Exit – досрочное завершение процедуры.
Следует заметить, что для работы delay, readkey, и exit необходимо подключить модуль crt (uses crt).

Также посмотрите видео: Паскаль с нуля — первая программа.

4. Заключение

Прочитав эту статью, вы получили базовые знания по языку программирования Pascal. В доступных и понятных формулировках здесь были выложены основные понятия, принципы работы с данным языком. Теперь дело переходит к вам в руки. Если вы правильно воспользуетесь этой информацией, и продолжите обучаться языку Pascal, то вскоре сможете владеть им в совершенстве.

Поняв принцип работы с Pascal, вы сможете изучить и другие языки программирования, и в будущем писать уже более «серьезные» программы, чем те с которыми вы познакомились при изучении этой статьи. Продолжайте учиться! Удачи!

Pascal abc

Паскаль АБС это полноценная обучающая система, дающая возможность студентам и школьникам познакомиться с языком программирования паскаль. Он был разработан в 2002 году отечественными специалистами, их основная цель – получения языка программирования, способного отвечать современным на тот момент требованиям, и одновременно быть простым в освоении. Обучающая система Pascal ABC, начиная с версии 3.0, стала свободно распространяемым ПО, что сделало обучение программированию доступным для широких масс.

Особенности

Что касается интересных особенностей, что программа, предоставляет пользователям подсказки, автоматически появляющиеся при написании кода создаваемого приложения, также юзеру доступны автоматическое форматирование кода, отладчик событий и дизайнер форм. Основное предназначение данной среды программирования, это решение задач легкой и средней сложности, а также обучение паскалю.

Интересно! В школах и ВУЗах, пользуются устаревшей версией Паскаля, что не дает студентам и школьникам сразу пользоваться новыми возможностями программы. Из-за этого, многие программисты считают Паскаль «Мертвым языком».

Компилятор паскаль абс выполняет действия, описанные в коде на порядок быстрее C#, но чуть медленнее, чем эту же операцию выполняют С++ и Делфи. Также к ряду ключевых особенностей можно отнести и наличие платформы .NET. Благодаря ей, программный продукт имеет поддержку возможностей Microsoft.NET.

Важно! Платформа .Net делает возможной применение ее библиотек к приложениям, написанным на других языках программирования.

Кроме всего прочего, Pascal ABC, обзавелся и собственной онлайн-версией, благодаря высокой эффективности работы, отсутствия нужды в скачивании и инсталляции, она пользуется огромной популярностью среди пользователей.

Модули для обучения

Программа Паскаль АБС имеет стандартную библиотеку, с наличием большого количества классов, что делает возможным решением задач разной сложности. Это становится возможным благодаря интегрированному Microsoft.NET. Вследствие этого, как правило, нужды в разработке собственных модулей обучения нет. Тем не менее, программа ими наделена.

Так, для обучения школьников, и тех, кто самостоятельно постигает азы программирования, разработаны модули «Робот» и «Чертежник». Решение задач, представленных в данных модулях, позволит успешно изучить базовые конструкции языка программирования. Также программа имеет встроенный электронный задачник. Он полезен для тех, кто только начал учиться самостоятельно, либо желает повторить или закрепить ранее изученный материал. За графику отвечают модули растровой и векторной графики.

Задачи

Что касается задач, то они пишутся с помощью языка программирования «Паскаль». Его основным преимуществом является простота освоения и индивидуальность использования. Интересно, что многие языки программирования, имеют в своей основе именно паскаль, который, берет свое начало из «древнего» языка программирования – бейсик.

Перед началом написания программного кода, указывают тип данных будущего файла, далее, вне зависимости от функционала будущего приложения, пишут: «Begin. Writeln (‘Привет, Мир!’). End.». Первая и последняя строка, это операторные скобки, а между ними располагается сама задача. Вторая строчка – вывод текста на экран, который помещен в кавычки.

Интерфейс и основные инструменты

После запуска программы, пользователь видит перед собой рабочее окно. В нем, он может уже сразу, приступать к программированию, без необходимости выполнять дополнительные настройки.

Сверху располагается панель меню, там, через подпункты можно активировать нужные для работы инструменты.

С помощью использования подпункта «файл», можно создать новый проект, открыть существующий, сохранить работу, либо поместить сохраненный файл в выбранную папку. Альтернативным способом выполнить все действия с файлами является использование клавиатурных комбинаций. Так, Ctrl+O отвечает за открытие файла с проектом программ, Ctrl+N создает новый проект, Ctrl+Shift+S позволит сохранить работу в выбранную папку, а Ctrl+S просто сохраняет изменения, сделанные в файле.

С помощью подпункта «Правка», выполняют ряд действий с кодом. Через меню можно выбрать копирование, вырезку, удаление выделенного участка кода, или отмена действий. Как и в предыдущем случае, эти операции можно выполнить с помощью соответствующих клавиатурных сокращений: Ctrl+C – копировать выделенный участок кода, Ctrl+V – вставить выделенный участок кода, Ctrl+X – вырезать выделенный участок кода, Ctrl+Z – отменить действие.

В подпункте меню «Вид», есть возможность включить или отключить отображение некоторых элементов на рабочей области.

В разделе «Программа» помещены инструменты для управления компиляцией написанного программного продукта.

В «сервисе» пользователь может выполнить основные настройки приложения для программирования.

Читать еще:  Как вызвать безопасный режим на ноутбуке

Раздел «Модули» содержит основные программные модули, задачи, а также примеры кода приложений, которые можно создать в Паскаль АБС.

С помощью раздела «Помощь», пользователь может узнать о том, как пользоваться программой.

Важно! Клавиатурные сокращения можно подсмотреть при раскрытии разделов, находящихся в верхнем меню. Их использование существенно ускоряет и облегчает процесс программирования.

Скачать

В заключении стоит сказать о том, что Паскаль АБС можно скачать бесплатно на компьютер под windows 7, windows 8, windows 10, на русском языке. Небольшой вес программы, позволит выполнить download без использования torrent клиента. Несмотря на бесплатность, и малый размер инсталлятора, пользователь получает мощный и эффективный обучающий комплекс для постижения базовых азов программирования. Если же нет возможности инсталлировать программу, можно воспользоваться ее онлайн версией.

Как основы программирования Паскаль помогут стать высокооплачиваемым программистом

Паскаль — что это такое и где используется

Pascal – это язык строгой типизации и средств процедурного (структурного) программирования. Эти особенности сделали его популярным в изучении информатики в старших классах школы и на первых курсах вузов. Характеристики языка:

  • наличие компилятора;
  • все версии совместимы между собой;
  • структурированные типы данных помогают точно составить необходимый алгоритм решения задачи;
  • наглядность и логичность интерфейса.

Небольшой и эффективный язык с хорошим стилем –так охарактеризовал Паскаль его создатель Никлаус Вирт в 1970 г.

Свободные реализации языка Паскаль стали важным шагом в его развитии. Delphi 2003 создали для исполнения на платформе .Net. PascalABC.NET появился в Южном федеральном университете на платформе Microsoft.NET и содержит все современные языковые требования.

В основном Паскаль используется на уроках базового программирования и в разработке программного обеспечения больших производительных систем.

Что нужно знать для работы с Паскаль

Сообщество программистов разделилось на две части. Одни утверждают, что Паскаль нигде не применяется и не стоит тратить время на его изучение, другие уверены, что основы программирования языка помогут в работе программисту.

Основы программирования

В статье «Почему Паскаль не является моим любимым языком программирования» Брайан Керниган перечислил ряд языковых ограничений. Отсутствие нормальных средств работы с динамической памятью и средств раздельной компиляции, невозможность передачи функциям массивов переменной длины – только некоторые из них.

Парадоксально, но недостатки Паскаля одновременно являются его преимуществами при обучении основам программирования. Язык стал примером для изучения:

  • стандартизации;
  • синтаксиса и языковых конструкций;
  • типов данных – простых, составных, процедурных, множества, строк, указателей;
  • операторов управления;
  • процедуры и функций;
  • модулей – структуры, компиляции, компоновки;
  • объектно-ориентированного программирования.

Программист помимо непосредственно написания кода должен хорошо разбираться в базе данных и алгоритмах. Паскаль как ни один другой язык научит этому и другим основам программирования.

Обучение языку Паскаль

Паскаль изучают в школе и большинстве вузов России. Язык входит в государственную учебную программу, а знания проверяют на уровне ЕГЭ. Курсовые программы по нему – это в основном подготовка учеников к сдаче выпускных экзаменов или вступительных в высшее учебное заведение. Диапазон стоимости занятий от 15000 до 30000 руб.

Современные онлайн-школы по программированию не проводят курсы по изучению Паскаля. Считается, что язык безнадежно устарел.

Можно ли изучить Paskal самостоятельно: основы программирования для начинающих

Каждый желающий может разобраться в написании программ на Паскале по самоучителю. Начать можно с изучения книг:

  • Осипов А.В. «Pascal ABC.NET: введение в современное программирование»;
  • Абрамян М.Э. «Структуры данных в PascalABC.NET»;
  • Рубанцев В. «Развивающее программирование. Увлекательная математика с Паскалем»;
  • Рубанцев В. «Развивающее программирование. Решение задач на языке Паскаль».

В интернете разбор языка представлен в текстовых лекциях, видеоматериалах и конструкторах написания простых программ. По окончании обучения человек узнает основы программирования.

Как изучить Паскаль за 1 час, рассказывают в этом видео:

Вакансии для программистов

На сайте Trud.com наша редакция нашла 300 вакансий по запросу «программист Паскаль». На hh.ru объявлений меньше – 198. Востребованность программиста зависит от уровня подготовки. Все разработчики делятся на ранги:

  • Junior – новичок без опыта работы;
  • Middle – с небольшим опытом работы, умеет самостоятельно выполнять сложные задачи;
  • Senior – со значительным опытом работы, имеет организаторские навыки.

На каждой ступени профессионального развития программист выполняет определенные задачи. В Барнауле требуется программист Delphi без опыта работы для доработки действующего ПО. Ключевые навыки:

  • Delphi;
  • Borland Delphi;
  • Embarcadero Delphi;
  • Object Pascal/Delphi.

Это вакансия уровня Junior. Инженер-программист уровня Middle нужен на производство в Пермь. К сотруднику предъявляют более высокие требования и ждут выполнения следующих задач:

  • разработку и сопровождение программного обеспечения – программируемых логических конроллеров и панелей оператора;
  • написание программной документации (описание алгоритмов);
  • проведение ПНР;
  • участие в подготовке технико-коммерческих предложений;
  • сбор исходных данных, предпроектное исследование объектов, составление отчетов.

В вакансиях Senior к требованиям Middle добавляется умение управлять командой. Есть вакансии, которые нельзя отнести ни к одному из разрядов. Для отклика на них необходимо только знание Паскаль:

  • умение писать понятный и надежный код;
  • знание ООП;
  • опыт использования и понимание средств языка Delphi.

За эти знания и умения готовы заплатить столько, сколько получают только гуру в написании программного кода.

Сколько можно заработать

Программист, который знает Паскаль и еще несколько более современных языков, получает зарплату разработчика, соответствующую профессиональному уровню.

Начинающий разработчик, владеющий только языком Paskal, имеет небольшой доход до 20000 руб. Такие специалисты в основном работают для получения опыта.

Для получения опыта можно поработать стажером без заработной платы.

Программист среднего уровня получает от 50000 до 70000 руб., профи зарабатывает до 100000 руб., следует из анализа вакансий на hh.ru.

Небольшой процент специалистов, изучивших основы программирования с помощью языка Паскаль, за свою работу получают от 140000 руб. Некоторые, способные взять на себя ответственность по написанию программ для сложных производственных систем, могут достигнуть дохода в 300000 руб.

Программист Паскаль – узконаправленная профессия. Знания можно получить в школе и вузе, а также изучая материал самостоятельно. Все же не стоит списывать со счетов этот язык программирования. В России достаточно производств, где требуются такие специалисты, которым в среднем платят 50000 руб., а умеющим программировать для распределительных и высоконагруженных систем – до 300000 руб.

Программирование на языке паскаль

Реклама на сайте

Опрос

Рубрики

Подписка

Паскаль

Записки начинающего программиста или как научиться кодить

Приветствую Вас, начинающие программеры, на сайте посвященном изучению программирования на Pascal.

Однажды, попробовав изучить язык программирования Pascal самостоятельно, я понял, что это не так уж сложно. Правда я пользовался подробным описанием азов программирования. Но без этого не научишься. Ведь трудно изучать программирование методом научного тыка.

И сейчас, когда я уже более менее научился программировать, я решил помочь начинающим или только собирающимся начать, в изучении Паскаля. Поэтому собственно и решил сделать этот сайт, посвященный азам программирования на этом языке. Здесь я опубликовал подробные мануалы по работе с самыми популярными средами разработки для Паскаля: Free Pascal, ИСР Lazarus, FPC.

Для начала расскажу немного истории. Pascal – это язык программирования. Построен подобно языку Алгол, который в свое время ввел понятия «тип данных» и принципы структурного программирования. Название «Паскаль» – язык получил в честь известного математика Блеза Паскаля.

Изначально Паскаль создавался как учебный язык программирования. Он должен был иметь простой синтаксис, строиться на минимальном количестве базовых понятий и уметь переводить программы в машинный код простым компилятором. Однако первая разработанная версия языка была слишком громоздкой для коротких программ.
Но уже тогда он имел возможность создания больших программ с поддержкой строгой логической структуры.

Своих первых поклонников Pascal получил благодаря появлению диалекта Турбо Паскаль, разработанного в Америке.
Турбо Паскаль – это направление языка программирования Pascal ( диалект ). Он был создан для повышения качества и скорости разработки программ в 80-х годах. Приставка «Турбо» в названии языка программирования Паскаль – отражает торговую марку разработчика Borland International (США).
Система программирования Турбо Паскаль является интегрированной средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик и имеет много сервисных возможностей.

Читать еще:  Встраиваемые языки программирования

Преимущества языка программирования Паскаль перед другими системами:
-краткость языка (некоторые называют его “спартанским” языком программирования);
-легкость программирования на нем;
-мобильность написанных программ;
-возможность эффективной реализации и пригодность с точки зрения формальных методов отладки программ;

Первоначальные недостатки языка Pascal:
-невозможность передачи функциям массивов переменной длины;
-отсутствие нормальных средств работы с динамической памятью;
-ограниченная библиотека ввода-вывода;
-отсутствие средств для подключения функций написанных на других языках;
-отсутствие средств раздельной компиляции и т. п.

Вот вкратце что я смог найти по описанию этого простого, но в то же время могучего языка программирования. Я думаю для первого знакомства этого будет достаточно. А те кто на самом деле заинтересуются изучением этого языка смогут найти подробную информацию на других ресурсах, так как этот сайт посвящен всё-таки изучению самого программирования, а не истории.

Кстати говоря, если Вы выбрали для изучения именно этот язык программирования, то поздравляю Вас с правильным выбором. Не зря Pascal считается языком начинающих программистов, так как он является одним из самых легких в изучении и понимании принципов программирования. К тому же приучает начинающего программиста к дисциплине и логике при выполнении задач.

Желаю Вам успехов в покорении вершин программистского мастерства, а также надеюсь, что Вам пригодится и понравится мой сайт.

Если Вы заметите какие-нибудь ошибки в моих описаниях или захотите что-то добавить, то пишите мне на почту pascal-cod@yandex.ru

Буду благодарен за любую помощь в развитии моего сайта.

Урок 24
§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Ключевые слова:

• язык программирования
• программа
• алфавит
• служебные слова
• типы данных
• структура программы
• оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т. д.).

Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия 1 .

1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10-11 классах.

Рекомендуем вам зайти на сайт (http://pascalabc.net) — PascalABC.NET. Здесь вы найдёте много полезной информации для начинающих программистов, сможете скачать систему программирования PascalABC.NET.

3.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

• латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
• латинские строчные буквы (а, Ь, с, . х, у, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

:= (знак операции присваивания);
>= и

1 1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

3.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) блок описания используемых данных;
3) блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы.

2 В 8 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив изучение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

3.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 3.2 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (integer), вещественный (real), символьный (char), строковый (string), логический (boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

6. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

9. Как записывается раздел описания переменных?

10. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:

а) значения функции у = х 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; b:=4; а:=а+b

12. Запишите оператор для:

а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector