Semenalidery.com

IT Новости из мира ПК
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды алгоритмов в программировании

Виды алгоритмов в программировании

Различают следующие виды алгоритмов :

линейный – список команд (указаний), выполняемых последовательно друг за другом;

разветвляющийся – алгоритм, содержащий хотя бы одну проверку условия, в результате которой обеспечивается переход на один из возможных вариантов решения;

циклический – алгоритм, предусматривающий многократное повторение одной и той же последовательности действий. Количество повторений обусловливается исходными данными или условием задачи.

Любая алгоритмическая конструкция может содержать в себе другую конструкцию того же или иного вида, т. е. алгоритмические конструкции могут быть вложенными. Рассмотрим следующие способы описания алгоритма: словесное описание, псевдокод, блок-схема, программа.

Словесное описание представляет структуру алгоритма на естественном языке. Например, любой прибор бытовой техники (утюг,электропила, дрель и т.п.) имеет инструкцию по эксплуатации, т.е.словесное описания алгоритма, в соответствии которому данный прибор должен использоваться. Никаких правил составления словесного описания не существует. Запись алгоритма осуществляется в произвольной форме на естественном, например, русском языке. Этот способ описания не имеет широкого распространения, так как строго не формализуем (под «формальным» понимается то, что описание абсолютно полное и учитывает все возможные ситуации, которые могут возникнуть в ходе решения); допускает неоднозначность толкования при описании некоторых действий; страдает многословностью.

1. определить температуру воздуха

2. если температура ниже 0, то надеть шубу, иначе надеть куртку

Псевдокод — описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, позволяющее выявить основныеэтапы решения задачи, перед точной его записью на языке программирования. В псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и общепринятая математическая символика. Строгих синтаксических правил для записи псевдокода не существует. Это облегчает запись алгоритма при проектировании и позволяет описать алгоритм, используя любой набор команд. Однако в псевдокоде обычно используются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от псевдокода к записи алгоритма на языке программирования. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором используемых слов и конструкций.

Блок-схема — описание структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций. Этот способ имеет ряд преимуществ. Благодаря наглядности, он обеспечивает «читаемость»алгоритма и явно отображает порядок выполнения отдельных команд. В блок-схеме каждой формальной конструкции соответствует определенная геометрическая фигура или связанная линиями совокупность фигур.

Описания алгоритма в словесной форме, на псевдокоде или в виде блок-схемы допускают некоторый произвол при изображении команд. Вместе с тем они настолько достаточны, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. На практике исполнителями алгоритмов выступают компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на «понятном» ему языке, такой формализованный язык называют языком программирования .

Какие алгоритмы должен знать уважающий себя программист?

    Ответы экспертов, 30 апреля 2015 в 1:38

В этом выпуске попросили экспертов перечислить алгоритмы, которые должен знать каждый уважающий себя программист. Рекомендуем дочитать до конца, там есть развёрнутый ответ в виде эссе по алгоритмической подготовке.

Павел Емельянов , главный архитектор Virtuozzo

Сейчас в … “ненаучном” программировании алгоритмы не так важны. Хорошая алгоритмическая подготовка и смекалка пригодится в специфических областях, например в Big Data или компьютерном моделировании физических, социологических и других процессов реального мира. Даже игровая индустрия уже пережила тот период, когда как воздух требовались новые классные алгоритмы, на “стандартных” в большинстве случаев вполне можно жить.

Так что если говорить “в среднем”, то программист должен уметь подобрать для решения своей задачи необходимые готовые компоненты, разобраться в предоставляемых ими интерфейсах и заставить их работать вместе.

Сергей Зефиров , программист с широким опытом работы, энтузиаст и евангелист языка Haskell

Он должен уметь выводить алгоритмы, а не знать их. Ровно как и математик должен уметь выводить доказательства.

На каких алгоритмах стоит потренироваться в выводе:

  • сортировки – от пузырька, до параллельной кеш-независимой сортировки;
  • динамическое программирование;
  • алгоритмы сжатия данных – кодирование Хаффмана, арифметическое кодирование, сжатие подпоследовательностей;
  • символические вычисления – как организовать;
  • как сделать статическую структуру динамической – как сделать быструю (O(logN)) вставку в упорядоченный массив.

Материалы по перечисленным темам:

  • Наша статья, посвященная пяти основным алгоритмам сортировки.
  • Введение в динамическое программирование для начинающих.
  • Книга, посвященная методам сжатия данных. Несколько тем, рассмотренных в книге: кодирование источников данных без памяти (канонический алгоритм Хаффмана, арифметическое сжатие, векторное квантование), словарные методы сжатия данных, методы контекстного моделирования и другие.
  • Введение в структуры данных для новичков: динамический массив.

Роман Юферев , руководитель направления ИТ-менеджмента и мониторинга в компании VIAcode

Сортировка «пузырьком». Шутка. Алгоритмы – это то, что нам нужно для обработки данных, а сейчас весь мир сталкивается с совершенно новыми задачами при обработке данных и новыми возможностями, поэтому собрание сочинений Кнута на полке уже не является показателем вашей крутости. В то же время, это не значит, что преподаватели в вузе учат вас какой-то “фигне”. Повторюсь – изучением алгоритмов и работой над учебными задачами вы тренируете, «разминаете» свои мозги, готовите их к реальной работе, поэтому не брезгуйте материалом, который вам дают в вузе, но и не рассчитывайте особо на его практическое применение в реальной профессиональной жизни.

Где можно «потренировать» мозги:

Еще больше сайтов с задачками вы можете найти в нашей статье «28 сайтов, на которых можно порешать задачи по программированию».

Василий Кобзарь , преподаватель GeekBrains, специализируется на администрировании Linux

Уважающий себя программист должен понимать абсурдность данного вопроса.

Антон Пискунов , основатель и генеральный директор BeastGaming

Сортировку пузырьком. Если серьезно, то всё ищется в Гугле, а специфичные алгоритмы вы всё равно успеете забыть до того, как они вам понадобятся.

Джозеф Браун , профессор Университета Иннополис

В любом случае, каждая программа оперирует входящими и исходящими данными. И они редко бывают чистыми на входе: необходимо удалить промежутки, или найти недостающие значения, или исправить некорректные. Поэтому необходимо обрабатывать данные и сортировать их, чтобы затем использовать более продвинутые алгоритмы.

Я не могу сказать, какие из алгоритмов более важные. Думаю, предпочтительнее знать несколько алгоритмов из каждого класса. Сортировка пузырьком хорошо работает, когда, к примеру, у вас есть 4 элемента в массиве, которые нужно отсортировать для генетического алгоритма. Но следует помнить, что использование быстрой сортировки не всегда лучший выбор.

Андрей Ситник , веб-разработчик в Evil Martians

Алгоритмы не важны. Вы можете найти их в Гугле за несколько минут. Уважающий себя программист должен уметь правильно ставить строки, понимать задачи клиентов, мудро выбирать между краткосрочными и долгосрочными целями, всегда изучать что-то новое и не боятся сложных задач. Важны умения и личные качества – чистая теория перестала быть важной после создания Гугла.

Читать еще:  Модульное программирование поддерживают языки

Александр Чистяков , главный инженер в Git in Sky

Алгоритмы сортировки и поиска, очевидно. Наша жизнь – это сортировка и поиск.

Александр Рожнов , Team Lead в компании Undev

  • Сортировка пузырьком;
  • разворачивание однонаправленного списка;
  • алгоритмы работы с бинарными деревьями;
  • алгоритмы работы с хеш-таблицами;
  • поиск описания работы интересующего алгоритма за o(n) в Интернете.

Материалы для изучения упомянутых Александром тем:

Всеволод Шмыров , разработчик в команде API Яндекс.Карт

Павел Егоров , заместитель руководителя управления разработки СКБ Контур

Что такое хорошая алгоритмическая подготовка?

Да, хорошая алгоритмическая подготовка важна для программиста. И нет, хорошая — это вовсе не заучивание алгоритмов из списка “Самых Важных Алгоритмов, Которые Должен Знать Каждый”. На мой взгляд хорошая алгоритмическая подготовка должна стремиться дать программисту следующие три умения.

Во-первых, это умение решать непонятные задачи. В нечетких формулировках жизненных задач видеть возможные строгие трактовки. По строгим трактовкам накидывать варианты решения. Всесторонне анализировать разные варианты и выбирать самый подходящий.

Очевидно, для этого недостаточно просто знать алгоритмы. Нужно уметь “видеть их”, распознавать возможности их применения.

Во-вторых, алгоритмическая подготовка должна прививать привычку анализировать эффективность каждого вашего решения. Не пропускать в критических местах квадратичные или экспоненциальные алгоритмы, и не закладывать в архитектуру программы идеи, которые потом невозможно будет реализовать достаточно эффективно.

В-третьих, алгоритмическая подготовка должна помогать умело пользоваться готовыми инструментами. Базы данных — это сплошные структуры данных и алгоритмы. Причем на концептуальном уровне довольно простые и понятные — деревья поиска, хэштаблицы, SS-Table, …

Например, зная, что индекс в БД — это просто дерево поиска, несложно понять, какие запросы могут быть выполнены быстро, а какие обречены на full-scan.
Зная, как на каких алгоритмах работает полнотекстовый поиск в Lucene, можно предсказать, какие запросы к Elastic будут давать релевантные ответы, а какие — нет, и даже как это можно доработать.

Если подводить итог:

  • Кроме самих алгоритмов — учитесь их распознавать в задачах реального мира.
  • Прививайте себе привычку анализировать эффективность кода, который вы пишите.
  • Изучайте алгоритмы под капотом у инструментов, которыми вы пользуетесь — это пригодится при их эксплуатации.

Типы алгоритмов

Что такое алгоритм?

Алгоритм — это некоторый набор инструкций, описание действий исполнителя для достижения поставленной цели/результата за определенное количество так называемых шагов (итераций).

Понятие алгоритма появилось еще в IX веке нашей эры и произошло от имени его создателя, известного математика Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (Alhorithmi). Наука, занимающаяся формированием и созданием алгоритмов, называется алгоритмикой.

Классификация алгоритмов

Как правило, основой для классификации алгоритмов является порядок выполнения команд (шагов). На основании данного признака специалисты в данной области выделяют три основных типа алгоритмов:

  • Линейные алгоритмы;
  • Алгоритмы с разветвлением;
  • Циклические алгоритмы.

Каждый из типов алгоритмов имеет свои особенности, которые будут рассмотрены далее.

Линейные алгоритмы

Линейным алгоритмом называется алгоритм, в котором последовательность записанных команд (действий) осуществляется строго согласно порядка их записи без каких-либо изменений. Как правило, такой алгоритм составляется из нескольких базовых структур следования.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Простым примером линейного алгоритма может выступить алгоритм утренних действия:

  1. Проснуться;
  2. Встать с постели;
  3. Обуть тапочки;
  4. Зайти в ванную;
  5. Почистить зубы;
  6. Вернуться в комнату;
  7. Застелить постель;
  8. Одеться;
  9. Приготовить завтрак;
  10. Позавтракать.

Т. е. действия выполнятся последовательно, одно за другим. Пример записи линейного алгоритма представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Линейный алгоритм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для составления линейного алгоритма необходимо:

  • Определить тип и присвоить имена переменных;
  • Определить тип окончательного результата, присвоить имя этой переменной;
  • Определить и обозначить связь между исходными переменными и переменной результата;
  • При необходимости ввода промежуточных переменных, определить их тип, присвоить имена, обозначить связь с исходными переменными и переменной результата;
  • Записать алгоритм, который отражает ввод данных, вычисление, вывод окончательного результата;
  • Протестировать полученный алгоритм на предмет его корректного функционирования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Исключительно линейные алгоритмы применяются достаточно редко, обычно при расчете простых формул и решения простейших задач.

Алгоритмы с разветвлением

Как отмечено ранее, ситуации, когда применение линейных алгоритмов целесообразно, встречаются достаточно редко. Они применяются, как правило, для элементарных вычислений, гораздо чаще возникают задачи, когда необходимо принятие решения в зависимости от сложившихся обстоятельств (условий). Для решения таких задач и используются алгоритмы с ветвлением.

Разветвляющиеся алгоритмы представляют собой алгоритм, последовательность выполнения команд которого находится в зависимости от соответствия заявленному условию. Команда «ветвления» относится к структурным командам. Выполнение такой команды всегда происходит в несколько шагов: проверка заданного условия и дальнейшее исполнение команд по одной из ветвей: «да» или «нет».

Простым примером разветвляющегося алгоритма может выступить алгоритм выбора одежды перед выходом на улицу:

  1. Есть ли на улице дождь?
  2. Если дождь идет, то необходимо надеть плащ.
  3. Если дождя нет, холодно на улице?
  4. Если холодно, надеть джемпер;
  5. Если не холодно, надеть футболку.

В структуре такого алгоритма может быть любое количество условий. Таким образом, сначала проверяется выполнение логического выражения (Есть ли на улице дождь?), затем выполняется одно из условий в соответствии с выбором ответа.

Пример записи разветвляющегося алгоритма представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Алгоритм с разветвлением

Для составления разветвляющегося алгоритма необходимо:

  • Установить какие могут быть варианты операций и их количество;
  • Количество условных операторов (которые и отражают заданное условие) должно быть на одну единицу меньше, чем количество существующих вариантов;
  • Понять, при соответствии каким из условий будет реализован каждый их установленных вариантов;
  • Если в алгоритме существует больше двух условий, то необходимо задать и последовательность проверки данных условий;
  • Записать алгоритм, который отражает ввод данных, вычисление, вывод окончательного результата;
  • Протестировать полученный алгоритм на предмет его корректного функционирования.

Стоит отметить, разветвляющиеся алгоритмы могут быть как полными, так и неполными. Пример таких алгоритмов представлен на рисунках 3-4.

Рисунок 3. Алгоритм с полным разветвлением. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Алгоритм с неполным разветвлением. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Разветвляющие алгоритмы встречаются чаще линейных, но не являются самыми популярными и используемыми в сфере программирования.

Циклические алгоритмы

Чаще всего автоматизируют процессы, выполнение которых необходимо большое количество раз. Поэтому для целей автоматизации наиболее часто используют циклические алгоритмы. Такие алгоритмы используют для решения задач, в которых действия необходимо повторить несколько раз, до тех пор, пока соблюдается заданное ранее условие (выполнение цикла).

Читать еще:  Финансовое прогнозирование и программирование

Циклические алгоритмы представляют собой алгоритмы, которые обеспечивают выполнение заранее заданного цикла.

Простым примером циклического алгоритма может выступить необходимость посещений школы или университета в будние дни. Данный цикл прекращается при выполнении условия наступления выходных или праздничных дней.

Пример записи циклического алгоритма представлен на рисунке 5.

Рисунок 5. Циклический алгоритм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для составления циклического алгоритма необходимо:

  • Установить, какая из последовательностей операций должна быть в основе цикла;
  • Определить вводные данные о количестве повторений тела цикла до начала цикла. Исходя из этих данных, определить какой из видов циклического цикла наиболее целесообразно использовать: цикл с параметром, постусловием или предусловием;
  • Установить условие окончания выполнения заданного цикла;
  • Установить вводные переменные;
  • Записать алгоритм, который отражает ввод данных, вычисление, вывод окончательного результата;
  • Протестировать полученный алгоритм на предмет его корректного функционирования.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Виды алгоритмов в программировании

Конспект по информатике «Алгоритм. Свойства алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические языки» для подготовки к контрольным, экзаменам и ГИА.

Алгоритм. Свойства алгоритмов.
Блок-схемы. Алгоритмические языки

Код ОГЭ: 1.3.1. Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов.
Блок-схемы. Представление о программировании

Понятие алгоритма является одним из основных понятий вычислительной математики и информатики.

■ Алгоритм — строго определенная последовательность действий для некоторого исполнителя, приводящая к поставленной цели или заданному результату за конечное число шагов.

Любой алгоритм составляется в расчете на конкретного исполнителя с учетом его возможностей. Исполнитель — субъект, способный исполнять некоторый набор команд. Совокупность команд, которые исполнитель может понять и выполнить, называется системой команд исполнителя.

Для выполнения алгоритма исполнителю недостаточно только самого алгоритма. Выполнить алгоритм — значит применить его к решению конкретной задачи, т. е. выполнить запланированные действия по отношению к определенным входным данным. Поэтому исполнителю необходимо иметь исходные (входные) данные — те, что задаются до начала алгоритма.

В результате выполнения алгоритма исполнитель должен получить искомый результат — выходные данные, которые исполнитель выдает как результат выполненной работы. В процессе работы исполнитель может создавать и использовать данные, не являющиеся выходными, — промежуточные данные.

Свойства алгоритмов

Алгоритм должен обладать определенными свойствами. Наиболее важные свойства алгоритмов:

  • Дискретность. Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов — простых действий, которые выполняются одно за другим в определенном порядке. Каждый шаг называется командой (инструкцией). Только после завершения одной команды можно перейти к выполнению следующей.
  • Конечность. Исполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов; при этом должен быть получен результат.
  • Понятность. Каждая команда алгоритма должна быть понятна исполнителю. Алгоритм должен содержать только те команды, которые входят в систему команд его исполнителя.
  • Определенность (детерминированность). Каждая команда алгоритма должна быть точно и однозначно определена. Также однозначно должно быть определено, какая команда будет выполняться на следующем шаге. Результат выполнения команды не должен зависеть ни от какой дополнительной информации. У исполнителя не должно быть возможности принять самостоятельное решение (т. е. он исполняет алгоритм формально, не вникая в его смысл). Благодаря этому любой исполнитель, имеющий необходимую систему команд, получит один и тот же результат на основании одних и тех же исходных данных, выполняя одну и ту же цепочку команд.
  • Массовость. Алгоритм предназначен для решения не одной конкретной задачи, а целого класса задач, который определяется диапазоном возможных входных данных.

Способы представления алгоритмов:

  • словесная запись (на естественном языке). Алгоритм записывается в виде последовательности пронумерованных команд, каждая из которых представляет собой произвольное изложение действия;
  • блок–схема (графическое изображение). Алгоритм представляется с помощью специальных значков (геометрических фигур) — блоков;
  • формальные алгоритмические языки. Для записи алгоритма используется специальная система обозначений (искусственный язык, называемый алгоритмическим);
  • псевдокод. Запись алгоритма на основе синтеза алгоритмического и обычного языков. Базовые структуры алгоритма записываются строго с помощью элементов некоторого базового алгоритмического языка.

Словесная запись алгоритма

Произвольное изложение этапов алгоритма на естественном языке имеет свои недостатки. Словесные описания строго не формализуемы, поэтому может быть нарушено свойство определенности алгоритма: исполнитель может неточно понять описание этапа алгоритма. Словесная запись достаточно многословна. Сложные задачи трудно представить в словесной форме.

■ Пример 1. Записать в словесной форме правило деления обыкновенных дробей.

Решение.
Шаг 1. Числитель первой дроби умножить на знаменатель второй дроби.
Шаг 2. Знаменатель первой дроби умножить на числитель второй дроби.
Шаг 3. Записать дробь, числителем которой являет результат выполнения шага 1, знаменателем — результат выполнения шага 2.

Описанный алгоритм применим к любым двум обыкновенным дробям. В результате его выполнения будут получены выходные данные — результат деления двух дробей (исходных данных).

Формальные исполнители алгоритма

Формальный исполнитель — это исполнитель, который выполняет все команды алгоритма строго в предписанной последовательности, не вникая в его смысл, не внося ничего в алгоритм и ничего не отбрасывая. Обычно под формальным исполнителем понимают технические устройства, автоматы, роботов и т. п. Компьютер можно считать формальным исполнителем.

Программы на языке произвольного формального исполнителя могут состоять только из элементарных команд, которые входят в его систему (которые исполнитель «понимает»).

Исполнитель может иметь свою среду (например, систему координат, клеточное поле и др.). Среда исполнителя — это совокупность объектов, над которыми он может выполнять определенные действия (команды), и связей между этими объектами. Алгоритмы в этой среде выполняются исполнителем по шагам.

■ Пример 2. Исполнитель Крот имеет следующую систему команд:

  1. вперед k — продвижение на указанное число шагов вперед;
  2. поворот s — поворот на s градусов по часовой стрелке;
  3. повторить m [команда1 … командаN] — повторить m раз серию указанных команд.

Какой след оставит за собой исполнитель после выполнения следующей последовательности команд?

Повторить 5 [вперед 10 поворот 72]

Решение. Команда вынуждает исполнителя 5 раз повторить набор действий: пройти 10 шагов вперед и повернуть на 72° по часовой стрелке. Так как поворот происходит на один и тот же угол, то за весь путь исполнитель повернет на 5 х 72° = 360°. Поскольку все отрезки пути одинаковой длины и сумма внешних углов любого многоугольника составляет 360°, то в результате будет оставлен след в форме правильного пятиугольника со стороной в 10 шагов исполнителя.

Заметим, что если увеличить количество повторов серии команд, то исполнитель будет повторно передвигаться по тем же отрезкам (произойдет повторное движение по тому же пятиугольнику).

Читать еще:  Формы записи задачи линейного программирования

■ Пример 3. В системе команд предыдущего исполнителя Крот сформировать алгоритм вычерчивания пятиступенчатой лестницы (длина ступеньки — 10 шагов исполнителя).

Решение. За каждый шаг цикла должно происходить 4 действия: движение вперед на 10 шагов исполнителя, поворот на 90° по часовой стрелке, еще 10 шагов вперед и поворот на 90° против часовой стрелки (= 270° по часовой). В результате за один шаг цикла формируется ломаная из двух отрезков длиной 10 под прямым углом. За пять таких шагов сформируется 5–ступенчатая лестница (ломаная будет содержать 10 звеньев).

Повторить 5 [вперед 10 поворот 90 вперед 10 поворот 270]

Блок–схема

Блок–схема — наглядный способ представления алгоритма. Блок–схема отображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Определенному типу действия соответствует определенная геометрическая фигура блока. Линии, соединяющие блоки, определяют очередность выполнения действий. По умолчанию блоки соединяются сверху вниз и слева направо. Если последовательность выполнения блоков должна быть иной, используются направленные линии (стрелки).

Основные элементы блок–схемы алгоритма:

Общий вид блок–схемы алгоритма:

■ Пример 4. Алгоритм целочисленных преобразований представлен в виде фрагмента блок–схемы. Знаком := в нем обозначен оператор присваивания некоторого значения указанной переменной. Запись X := 1 означает, что переменная Х принимает значение 1.

Определить результат работы алгоритма для исходных данных Х = 7, Y = 12.

  1. Блок ввода данных определит исходные значения переменных Х и Y (7 и 12 соответственно).
  2. В первом условном блоке осуществляется сравнение значений Х и Y. Поскольку условие, записанное в блоке, неверно (7 -2 и –7,123456*10 2 ).

Над числовыми данными можно выполнять арифметические операции и операции сравнения.

Над целыми числами можно также выполнять две операции целочисленного деления div и mod. Операция div обозначает деление с точностью до целых чисел (остаток от деления игнорируется). Операция mod позволяет узнать остаток при делении с точностью до целых чисел. Например, результатом операции 100 div 9 будет число 11, а результатом 100 mod 9 — число 1.

Литерный тип представляет собой символы и строки, он дает возможность работать с текстом. Литерные величины — это произвольные последовательности символов. Эти последовательности заключаются в двойные кавычки: «результат», «sum_price». В качестве символов могут быть использованы буквы, цифры, знаки препинания, пробел и некоторые другие специальные знаки (возможными символами могут быть символы таблицы ASCII). В учебном алгоритмическом языке литерные величины обозначаются лит.

Над литерными величинами возможны операции сравнения и слияния. Сравнение литерных величин производится в соответствии с их упорядочением: «a»

Конспект по информатике «Алгоритм. Свойства алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические языки».

Понятие алгоритма. Виды алгоритмов

Существует несколько определений понятия алгоритма. Приведем два самых распространенных.

Алгоритм – последовательность чётко определенных действий, выполнение которых ведёт к решению задачи. Алгоритм, записанный на языке машины, есть программа решения задачи.

Алгоритм – это совокупность действий, приводящих к достижению результата за конечное число шагов.

Вообще говоря, первое определение не передает полноты смысла понятия алгоритм. Используемое слово «последовательность» сужает данное понятие, т.к. действия не обязательно должны следовать друг за другом – они могут повторяться или содержать условие.

  1. Дискретность (от лат. discretus — разделенный, прерывистый) – это разбиение алгоритма на ряд отдельных законченных действий (шагов).
  2. Детерминированность (от лат. determinate — определенность, точность) — любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае. Например, алгоритм проезда к другу, если к остановке подходят автобусы разных маршрутов, то в алгоритме должен быть указан конкретный номер маршрута 5. Кроме того, необходимо указать точное количество остановок, которое надо проехать, скажем, три.
  3. Конечность – каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.
  4. Массовость – один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными.
  5. Результативность – алгоритм должен приводить к достоверному решению.

Основная цель алгоритмизации – составление алгоритмов для ЭВМ с дальнейшим решением задачи на ЭВМ.

  1. Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию. Данная инструкция и является алгоритмом для правильной эксплуатации прибора.
  2. Каждый шофер должен знать правила дорожного движения. Правила дорожного движения однозначно регламентируют поведение каждого участника движения. Зная эти правила, шофер должен действовать по определенному алгоритму.
  3. Массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда, когда был придуман порядок сборки машины на конвейере. Определенный порядок сборки автомобилей – это набор действий, в результате которых получается автомобиль.

Существует несколько способов записи алгоритмов. На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:

  1. словесная (запись на естественном языке);
  2. псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);
  3. графическая (изображения из графических символов – блок-схема);
  4. программная (тексты на языках программирования – код программы).

Рассмотрим подробно каждый вариант записи алгоритмов на примере следующей задачи. Требуется найти частное двух чисел.

Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке. Ответ при этом получает человек, который выполняет команды согласно словесной записи.

Пример словесной записи:

  1. задать два числа, являющиеся делимым и делителем;
  2. проверить, равняется ли делитель нулю;
  3. если делитель не равен нулю, то найти частное, записать его в ответ;
  4. если делитель равен нулю, то в ответ записать «нет решения».

Словесный способ не имеет широкого распространения, так как такие описания: строго не формализуемы; страдают многословностью записей; допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний.

Псевдокод занимает промежуточное место между естественным и формальным языками. С одной стороны, он близок к обычному естественному языку, поэтому алгоритмы могут на нем записываться и читаться как обычный текст. С другой стороны, в псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и математическая символика, что приближает запись алгоритма к общепринятой математической записи. В псевдокоде не приняты строгие синтаксические правила для записи команд, присущие формальным языкам, что облегчает запись алгоритма на стадии его проектирования и дает возможность использовать более широкий набор команд, рассчитанный на абстрактного исполнителя. Однако в псевдокоде обычно имеются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от записи на псевдокоде к записи алгоритма на формальном языке. Ответ при этом получает человек, который выполняет команды согласно псевдокоду.

Приведем основные управляющие структуры псевдокода в табл. 1.1.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector