Semenalidery.com

IT Новости из мира ПК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Операторы языка программирования паскаль

Таблица с основными операторами ЯП Pascal

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Вывод на экран с новой строки

Возведение в квадрат

Квадратный корень числа

Возведение числа Е в степень Х

Вычисление числа Пи

Отбрасывает дробную часть числа

Округление дробного числа до ближайшего целого

Вызов библиотечного модуля (после имени программы)

Ввод с клавиатуры

Ввод с клавиатуры с новой строки

Раздел описания констант (перед Var )

Инициализация датчика случайных чисел

Датчик случайных чисел, Х – max возможное число

Установка цвета экрана

Переменные для хранения символов. Символьный порядковый тип

Логический тип переменных

Условный оператор «Если»

Условный оператор «То»

Условный оператор «Иначе»

Вывод на экран с новой строки

Возведение в квадрат

Квадратный корень числа

Возведение числа Е в степень Х

Вычисление числа Пи

Отбрасывает дробную часть числа

Округление дробного числа до ближайшего целого

Вызов библиотечного модуля (после имени программы)

Ввод с клавиатуры

Ввод с клавиатуры с новой строки

Раздел описания констант (перед Var )

Инициализация датчика случайных чисел

Датчик случайных чисел, Х – max возможное число

Установка цвета экрана

Переменные для хранения символов. Символьный порядковый тип

Логический тип переменных

Условный оператор «Если»

Условный оператор «То»

Условный оператор «Иначе»

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

350 руб. 171.00 руб.

ЕГЭ-2019. География. Теория и практика

350 руб. 213.00 руб.

ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 197.00 руб.

География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 106.00 руб.

География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.

География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).

350 руб. 106.00 руб.

География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.

География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)

350 руб. 106.00 руб.

География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас

350 руб. 184.00 руб.

География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)

350 руб. 59.00 руб.

География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты

350 руб. 101.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

  • Тепляшина Юлия Алексеевна
  • Написать
  • 2001
  • 15.05.2018

Номер материала: ДБ-1594886

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • 15.05.2018
  • 392
  • 15.05.2018
  • 352
  • 15.05.2018
  • 268
  • 15.05.2018
  • 375
  • 15.05.2018
  • 296
  • 15.05.2018
  • 325
  • 15.05.2018
  • 144
  • 15.05.2018
  • 175

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Операторы языка Паскаль

Цели урока:

  • Образовательная: повторить с учащимися операторы языка программирования Паскаль. Развить навыки творческого подхода к решению разнообразных задач, умения выделять главное.
  • Развивающая: развивать способности учащихся анализировать, логически рассуждать; формировать мотивацию постановкой познавательных задач; способствовать формированию умений самостоятельно приобретать и осмысливать знания.
  • Воспитательная: проконтролировать усвоение знаний; сформировать навыки общения между учащимися; стимулировать работу учащихся; создать позитивное отношение к изучаемому материалу. Привить интерес к предмету.

Задачи: Увлечь учащихся созданием программ на языке программирования. Закрепить понятие об операторах.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Класс: 8 “Б”.

Дидактические материалы:

  • Тестирование;
  • Карточки с заданием;
  • Презентация;
  • План работы учащихся.

Оборудование урока: Интерактивная доска.

Наглядное пособие: слайд-шоу.

План урока:

1. Постановка цели урока. Организационный момент – 3 мин

2. Актуализация знаний (тестирование, — 10 мин; графический диктант 10 мин) — 20 мин

3. Решение заданий:

  • Задание 2, задание 3, задание 4, задание 5-10 мин
  • Задание – отдых (отгадывание ребуса) – 5 мин

4. Домашнее задание – 2 мин

Самостоятельная работа (инструктаж).

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 5 мин

Ход урока

1. Организационный момент – 3 мин.

Ученикам раздаются карточки с заданием для отгадывания темы урока.

Вопросы к мини-игре “Отгадай тему”

1. Алгоритмом называется:

  1. последовательность точных команд приводящих к достижению поставленной цели (О)
  2. любая последовательность команд (А)

2. Алгоритмы, написанные на специальных языках, предназначенные для ввода в ЭВМ, называются.

  1. блок-схемами (Б)
  2. программами (П)

3. Блок-схемы – это.

  1. инструкции на языках программирования (И)
  2. специальные структуры в виде связанных линями блоков с командами (Е)

4. Блок со словом “НАЧАЛО” используется для обозначения

  1. начала программы (Р)
  2. связи блоков между собой (А)

5. Блок со словом “КОНЕЦ” используется для обозначения

  1. проверки условия (Е)
  2. конца программы (А)

6. Прямоугольник используется для обозначения

  1. выполняемых действий (Т)
  2. конца программы (З)

7. Ромб используется для обозначения

  1. проверки условия (О)
  2. выполняемых действий (А)

8. Линии используются для обозначения

  1. связи блоков (Р)
  2. конца программы (К)

9. Укажите знак присваивания

  1. : = (Ы)
  2. = (Я)

10. Для ввода и вывода в блок-схемах применяется..

  1. Параллелограмм (Я)
  2. Эллипс (И)

11. Укажите недопустимую операцию

  1. (10+7)/2 (С)
  2. 6 / 0 (З)

12. Извлечь квадратный корень нельзя из.

  1. положительного числа (И)
  2. отрицательного числа (Ы)

13. Недопустимо деление на.

  1. ноль (К)
  2. положительное число (Г)

14.Укажите выражение с присваиванием

  1. у=х+2 (О)
  2. у:=10+х (А)

15. Помощь вызывается нажатием.

  1. F1 (П)
  2. Esc (Б)

16. Быстрый запуск программы производится нажатием.

  1. CTRL+F10 (О))
  2. CTRL+F9 (А)

17.Создание нового файла программы с помощью меню осуществляется последовательным выполнением команд.

  1. F10 – File – Open (Р)
  2. F10 – File – New (С)

18. Выход из оболочки Паскаля с помощью меню осуществляется последовательным выполнением команд.

  1. F10 – File – New (И)
  2. F10 – File – Exit (К)

19. Отдельные команды отделяются друг от друга символом

  1. ; точка с запятой (А)
  2. ‘ апостроф (Е)

20.Заголовок программы начинается служебным словом

  1. Program (Л)
  2. Write (М)

21.Раздел описания переменных начинается служебным словом

  1. Begin (И)
  2. var (Ь)

2. Актуализация знаний — тестирование (10 вопросов), графический диктант — 7 мин.

Задание 1. графический диктант.

Если высказывание истинно, рисуете прямую линию “-”, если ложно – изображаете домик “^”.

1. Алгоритм ветвления – это алгоритм, в котором выполнение команд зависит от выполнения условия.

2. Условие – это некое логическое выражение, принимающее только значение “Ложь”.

3. Функция Sqrt (x) – квадратный корень из x;

4. Ветка “минус” в Паскале обозначается оператором Then.

5. Оператором ветвления – является оператор Writeln.

6. Оператор читается, как “Если”.

7. integer – это вещественный тип данных?

8. Read – процедура ввода.

9. Логический оператор “and” читается как “или”.

10. Оператором называется простое предложение языка, которое определяет действие в процессе выполнения алгоритма в программе.

Ученики обмениваются тетрадями друг с другом. Проверяют тетради своих товарищей — ответы на доске.

Ответ: _ ^ _^ ^ _^ _ ^ _

Задание 2. Вычисли:

С=2

  1. Как обозначается раздел описания переменных?
  2. Назовите переменные? Какого они типа?
  3. Начало программы? Конец программы?
  4. Что означает оператор mod?

Задание 3. Вычислить значения выражений:

Задание 4. Перед вами таблица, соедините линиями зарезервированные слова и их обозначения (ответы)

Задание 5. Запустить приложение Тест.

Отдохнём с пользой:

(отгадывание ребуса). Условие: составить из букв известный вам раздел информатики.

Ответы: Начало, конец, вывод, Условие.

а) Результативность (грей — зуб — утка — тигр — в — н — о — с — т — ь);

(Самостоятельная работа учащихся – решение задач). Класс делится на два варианта:

Решение задач:

1. Program Funk;

Writeln (‘введите числа x’);

If x>0 then y:=sqr(x)+56х-1

2. Program primer2;

Var v, p,m: integer;

Writeln (‘введите v, m ’);

3.

Writeln (‘введите числа x’);

1. program funct;

if x >0 then y:= O x+56х else

Читать еще:  В чем состоит назначение систем программирования

2. Program primer2;

Var pi, r,S: integer;

Writeln (‘введите r’);

3.

Writeln (‘введите числа a);

Закрепление урока.

Вопрос 1. Оператор в Паскале.
Ответы: (человек, работающий в должности оператора ЭВМ )

Вопрос 2. «Операнды» в Паскале.
Ответы: ( данные, необходимые для выполнения оператора в Паскале)

Вопрос 3. Символ-разделитель операторов в Паскале.
Ответы: (точка с запятой)

Вопрос 4. Простые операторы в Паскале.
Ответы: (операторы, не содержащие никаких других операторов, называются простыми)

Вопрос 5. Группы операторов языка Паскаль:
Ответы: (простые и структурные )

Вопрос 6. К простым операторам относятся:
Ответы: (операторы присваивания, безусловный оператор, оператор вызова процедуры, пустой оператор )

Вопрос 7. Структурные операторы это:
Ответы: (конструкции, построенные из других операторов по строго определенным правилам)

Вопрос 8. Назначение условных операторов в языке Паскаль
Ответы: (выбор к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия (при этом одно из действий может быть пустым, то есть отсутствовать).

Рефлексия (конверты со смайликами)

Вопросы:

  • Что вам запомнилось?
  • Довольны ли вы результатами?
  • Что вам удалось сделать на уроке?
  • Какие у вас были трудности при выполнении задания?
  • Как вы с ними справлялись?
  • Были ли вы успешны во время урока?

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Операторы «Паскаль». Язык программирования Pascal

Наверное, каждому школьнику известен язык программирования, который называется «Паскаль». Что же он представляет собой? Уже давно данный язык стал мертвым, ведь используется лишь в школах для обучения учеников и считается базой. Он относится к упрощенному варианту языка Algol. Но, в отличие от последнего, «Паскаль» может использоваться для написания реальных программ и даже игр. Ранее он имел достаточную популярность, но сейчас сохранился лишь, по сути, для учебных целей. Первое, что привлекает потенциальных программистов в «Паскале», – это возможности писать, сохраняя свойства английского языка, а не ломать головы над использованием специальных схем, которые приняты в языках, подобных С.

Создал «Паскаль» Никлаус Вирт в 1970 году. Назван язык в честь ученого Блеза Паскаля, который стал отцом первой в мире машины. Она могла складывать два разных числа. Прямым потомком языка «Паскаль» является «Модула-2». Последний представляет собой усовершенствованную версию.

Система программирования

Pascal ABC – язык программирования, представленный уже существующей системой. Однако описываемый является вариантом нового поколения.

Почему же создали «Паскаль АБС»? Для этого было две существенные причины:

  • устаревшие системы первоначального языка;
  • желание сформировать более современную и интегрированной среду программирования.

Язык Pascal ABC включает в себя систему классического «Паскаля», элементы «Делфи» и собственные расширения. Появился он в 2002 году.

Существует также одноименный компилятор, который является мощной и современной средой программирования. Он способен работать как на Linux, macOS, так и на Windows.

Платформа .NET позволяет использовать некоторые дополнительные функции, а также программировать в структурном, объектно-ориентированном и функциональном стилях. Автором данного языка стал Михалкович. Влияние на него оказал не только «Паскаль» и «Делфи», но еще С# и «Питон».

Общая характеристика операторов

Операторы в языке программирования необходимы для того, чтобы написать программу. Они дают возможность выполнять те или иные функции и алгоритмы. Чем команды в «Паскале» отличаются от других элементов? Тем, что они подразумевают выполнение какого-либо действия. «Паскаль» устроен таким образом, что все операторы состоят из специальных служебных слов. Отделяются команды между собой и другими элементами при помощи символа точка с запятой (;). Все операторы условно делятся на группы:

  • Простые. Такие команды не содержат в себе других элементов. Таковыми являются: оператор присвоения (двоеточие и равно), процедуры безусловного перехода (используются для меток).
  • Структурированные. Эти операторы состоят из других элементов: составной оператор, операторы условия, циклов, присоединения.

Обе группы будут подробно рассмотрены ниже в статье.

Оператор процедуры

Данный оператор необходим для вызова процедуры. Для того чтобы создать строчку в среде программирования, необходимо указать идентификатор, за которым должны располагаться параметры вызова. Однако в языке имеются процедуры, не имеющие последнего элемента. Они в «Паскале» делятся на два типа:

  • стандартные (прописаны в самом языке);
  • пользовательские (созданные программистом).

При прописании определенного набора элементов в строке задействуется та или иная процедура.

Операторы («Паскаль»), которые отвечают за стандартные действия, запомнить достаточно легко. Необходимо написать в разделе описаний слово uses и ввести описание процедуры. Есть такие стандартные элементы, которых нет необходимости вводить в первый блок. Таковыми являются задачи read, write и другие.

Пользовательские процедуры необходимо перед работой программы создать и поместить в раздел описаний или в модуль. При использовании последнего варианта его следует записать в раздел USES или PROCEDURE.

Оператор безусловного перехода

Простые операторы использовать достаточно легко, в том числе и GOTO. В «Паскале» имеется раздел меток, который позволяет поместить определенный, необходимый разработчику оператор, а позже за счет безусловного перехода сослаться на него. В качестве метки должен использоваться набор цифр и букв без знаков и пробелов. От строки она отделяется двоеточием (:). Перед тем как создать метку, в разделе описаний LABEL необходимо указать имена данного элемента.

Перед тем как создавать отдел, необходимо знать о некоторых нюансах:

  • все описанные метки должны быть использованы;
  • если элементы имеют названия из чисел, то можно их не объявлять.

К сожалению или к счастью, оператор GOTO в современных языках программирования не используется. Это связано с тем, что подобные системы, работая, создают принцип конвейера. А такие операторы («Паскаль»), как GOTO, нарушают вычислительный процесс.

Операторы условия

Условный оператор, представленный конструкций IF-THEN-ELSE, используется для отображения ветвлений, в которых один из вариантов обязательно является ложью. Вычислительный процесс будет продолжаться по одному из представленных вариантов. Условно процесс делится на два вида:

  • структура вилки (когда существует два варианта действий, и каждый приводит к своему результату);
  • структура обхода (когда второй вариант неверен, и в таком случае программа обходит результат, предназначающийся для правды).

Конструкция IF-THEN-ELSE представляет структурированные операторы. Данные слова являются служебными. При этом последнее не подлежит обязательному использованию.

Как же работает конструкция? С английского она переводится как «если-тогда-иначе». Если условие, заданное программой, верно, то выполняется то, что написано после слова then. А если же оно неверное, то действительным считается то, что записано после else или после строчки с then.

Составной оператор

Для того чтобы понимать данное словосочетание, нужно знать определение. Составные операторы («Паскаль») – это набор операций в написанной программе, которые заключены в скобки BEGIN-END. За счет этого группа команд представляется как единственная целостная.

Оператор выбора

Из-за того, что оператор IF способен работать лишь с двумя ветвлениями, была создана команда выбора CASE. В данной системе есть служебные слова – case, of, end, else. При этом последнее также может отсутствовать. До того как оператор сработает, должен быть объявлен параметр и его значение. Если ключ выбора совпадает с константами выбора, то выполняется тот оператор, который идет после последнего. Если правильности нет, то и все команды игнорируются. Выполняется тот вариант, который идет после слова ELSE или после оператора CASE.

Данный оператор выбора в «Паскале» не использует такую систему работы, как IF. Здесь нет явной проверки условия. Если рассматривать его работу более подробно, то можно заметить, что CASE вводит небольшой диссонанс в программу, так как оператор заканчивается словом END, к которому нет парного BEGIN. Его использовать намного удобнее, особенно если есть 5 и более вариантов выбора. Прописывать постоянно IF-THEN будет долго, да и это не есть удобным процессом.

Операторы («Паскаль»): циклы

Что такое циклы? Они подразумевают собой повторение некоторых систем команд несколько раз до полного удовлетворения условия. В «Паскале» известно два вида циклов:

Что же представляет каждый? Первый (цикл с параметром) всегда имеет известные параметры. Иногда его еще называют регулярным. Его основным отличием является то, что количество повторений цикла известно до его начала.

В итерационном же подобный нюанс неизвестен. Выполнение цикла происходит до тех пор, пока не произойдет выполнение условия.

Отличить виды и типы циклов можно при помощи некоторых структур:

  • REPEAT: повторение с постусловием.
  • WHILE: повторение с предусловием.
  • FOR – оператор счета. Он используется в цикле с параметром.

Первые два варианта используются для итерационного повторения. Основное отличие их от последнего оператора – их можно использовать в цикле с параметром, а FOR – для повторений без параметра нельзя.

Читать еще:  Среда программирования turbo pascal

Операторы ввода-вывода

За взаимодействие среды программирования с окружающей средой отвечают операторы ввода-вывода. Именно они позволяют вводить информацию и выводить результат на экран или на печать. Команда read позволит пользователю в запущенной программе указать свои данные. Как это происходит? Программа на время останавливается, на экране появляется мигающий курсор, который ожидает ввода данных от человека. Разница в работе двух операторов read и readln небольшая. Последний просто переносит курсор на следующую строку.

Оператор вывода («Паскаль») – write(ln). Частичка LN позволяет продолжить вывод данных на следующей строке. Если в программе указать просто оператор, то будет выведена на экран пустая срока. Использовать в таком смысле данную команду не обязательно.

Имеются также операторы var, close. Их можно не использовать, если того не требует сама программа.

Основные операторы («Паскаль») описаны в статье. Они помогут лучше написать программу, сами же работают достаточно быстро и без сбоев. Без них не сложится ничего у будущего программиста при работе с языком «Паскаль». Программы без операторов, увы, представить нельзя. А значит, ими необходимо уметь оперировать. Сложными могут показаться операторы цикла, однако следует потренироваться и проблемы все исчезнут. Удачи в работе!

Операторы языка программирования паскаль

Горбачев Л.И. Основы программирования в среде Turbo Pascal.

1. Простые операторы. Программирование алгоритмов линейной структуры

Оператор — предписание в языке программирования, предназначенное для задания некоторого завершенного действия в процессе переработки информации на ПЭВМ.

Основная часть программы на языке Паскаль представляет собой последовательность операторов, каждый из которых производит некоторое действие над данными. Операторы выполняются последовательно в том порядке, в котором они записаны в тексте программы. Разделителем операторов служит точка с запятой.

Все операторы языка Паскаль подразделяются на три группы: простые, ввода-вывода и структурные. Фактически операторы ввода-вывода являются обращением к стандартным процедурам, так как в Паскале нет специальных операторов ввода-вывода. Однако по установившейся традиции такие обращения называют операторами.

1.1. Простые операторы.

Операторы, не содержащие в себе никаких других операторов, называются простыми. К ним относятся операторы присваивания, безусловного перехода, вызов процедуры и пустой оператор.

1.1.1. Оператор присваивания.

Оператор присваивания (:=) предписывает выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, идентификатор которой расположен в левой части. Переменная и выражение должны иметь один и тот же тип. Исключение представляет случай, когда переменная имеет вещественный тип, а выражение — целочисленный. Допустимо присваивание любых типов данных, кроме файловых.

Формат: имя_переменной := выражение;
Пример: Sort := 1; Cost := 15.23;
Name := ‘Модель ВАЗ 2109’;
Result := sin(A) + cos(B);
Y := Sqrt(X) + 1; L := M and N;

1.1.2. Оператор безусловного перехода (goto).

Исполняемая часть программы является некоторым составным оператором, в котором составляющие его операторы выполняются в той последовательности, в которой они записаны. Если нужно изменить такую последовательность, пользуются оператором перехода. Оператор безусловного перехода (goto) означает «перейти к. » и применяется в случаях, когда после выполнения некоторого оператора надо выполнить не следующий по порядку, а какой-либо другой, отмеченный меткой оператор. Т.е. передать управление оператору, перед которым стоит метка, указанная в операторе goto.

Формат: goto метка;
Пример: .
Label Metka1, Metka2;
.
Metka1:
goto Metka2;
Metka2:
goto Metka1;
.

Метка представляет собой идентификатор или любое целое число без знака в диапазоне от 0 до 9999. Метка должна быть описана в разделе label и записывается перед помечаемым оператором, от которого отделяется двоеточием. Между меткой и данным можно включать один или несколько пробелов.

При записи оператора goto необходимо отметить следующее:
а) метка, на которую передается управление, должна быть описана в разделе описания меток того блока процедуры, функции основной программы, в котором эта метка используется;
б) областью действия метки является тот блок, в котором она описана. Переход возможен только в пределах блока;
в) попытка выйти за пределы блока или передать управление внутрь другого блока вызывает программное прерывание.

Следует помнить, что в соответствии с правилами структурного программирования оператор goto следует применять как можно реже, т.к. считается, что его частое употребление резко усложняет понимание логики программы, усложняет ее отладку. В крайнем случае он может использоваться для преждевременного выхода из оператора повтора.

Пример: Программа, реализующая оператор GoTo.
Program GoTo;
Uses CRT;
Label Finish; < Описание метки >
Var password : integer;
Begin
Finish:
ClrScr;
Write(‘Введите пароль: ‘); ReadLn(password);
< 999 - правильное значение пароля >
if password <> 999 then
begin
WriteLn(‘Неверный пароль! Доступ запрещен!’);
goto Finish
end
else WriteLn(‘Пароль верный! Доступ разрешен!’);
ReadLn
End.

1.1.3. Оператор вызова процедуры.

Оператор вызова процедуры служит для активизации предварительно определенной пользователем или стандартной процедуры.

1.1.4. Пустой оператор.

Пустой оператор не содержит никаких символов и не выполняет никаких действий. Он может быть расположен в любом месте программы, где синтаксис языка допускает наличие оператора. Как и все другие операторы, пустой оператор может быть помечен меткой. Чаще всего пустой оператор используется для организации выхода из середины программы или составного оператора:
begin
goto Metka; <Переход в конец блока>
.
Metka: <Пустой оператор помечен меткой>
end.

Пустому оператору соответствует символ «;» на том месте, где по правилам должен быть какой-либо оператор.

Пример: A := B; ; M := 7.2;

1.1.5. Операторы ввода-вывода.

В любом языке программирования предусмотрена возможность обмена или пересылки информации между ОЗУ (оперативным запоминающим устройством) и внешними устройствами (принтер, дисплей, дисководы и т.д.).

Для ввода в ОЗУ (чтения) и вывода из ОЗУ (записи) данных в Турбо Паскале существуют стандартные (встроенные) процедуры ввода-вывода, вызываемые соответственно, операторами Read и Write.

Ввод данных. Для организации процедуры чтения данных с клавиатуры в ОЗУ используются три оператора:

  • Read(список_переменных); — каждое вводимое значение последовательно присваивается переменным из списка; вводимые числа должны отделяться друг от друга при вводе пробелами или нажатием клавиши Enter;
  • ReadLn(список_переменных); — то же, что и оператор Read, только на экране после ввода данных происходит переход на новую строку (т.е. следующий оператор ввода будет вводить данные с новой строки); вводимые числа должны отделяться друг от друга при вводе пробелами или нажатием клавиши Enter;
  • ReadLn; — происходит переход на новую строку без ввода данных.

Значения вводимых переменных должны соответствовать типам переменных из списка ввода. В Турбо Паскале допускается вводить значения следующих данных: целых (integer), вещественных (real), символьных (char), а также строковых переменных (string).

С клавиатуры нельзя ввести:

  • значение логической переменной;
  • значение переменной типа «перечисление»;
  • значение переменной типа «массив» (можно вводить значения отдельных элементов массива);
  • значение переменной типа «множество» (можно вводить значения отдельных элементов множества);
  • значение переменной типа «запись» (можно вводить значения отдельных полей записи);

Пример: Пусть имеются переменные следующих типов: R: real; C1, C2, C3: char, которым необходимо присвоить соответствующие значения: 1.5, ‘M’, ‘N’, ‘K’. Для этого используется оператор Read(R, C1, C2, C3). При вводе значения переменных можно расположить следующим образом: 1.5MNK или 1.5E0MNK (без апострофов), но нельзя после 1.5 поместить пробел, т.к. он воспринимается как значение символьной константы.

Вывод данных. Вывод данных обычно принимает форму, которая зависит от выходного устройства: на экран, на запоминающие устройства, в порты ввода/вывода. Для организации процедуры чтения данных из ОЗУ и записи на экран используются три оператора:

  • Write(список_переменных); — выводит последовательно значения переменных из списка;
  • WriteLn(список_переменных); — то же, что и оператор Write, но после вывода значений на экране осуществляется переход на новую строку (следующий оператор вывода будет выводить данные с начала новой строки);
  • WriteLn; — осуществляет переход на новую строку без вывода данных (вывод «пустой» строки).

В Турбо Паскале допустим вывод значений следующих данных:

  • целых переменных (integer);
  • вещественных переменных (real);
  • символьных переменных (char);
  • логических переменных (boolean);
  • символьных констант;
  • арифметических и логических выражений;
  • строковых переменных.

С помощью оператора вывода нельзя вывести:

  • значение переменной типа «перечисление»;
  • значение переменной типа «массив» (можно выводить значения отдельных элементов массива);
  • значение переменной типа «множество» (можно выводить значения отдельных элементов множества);
  • значение переменной типа «запись» (можно выводить значения отдельных полей записи);

Пример: Пусть в результате выполнения программы переменные получили значения: I = -5, R = 3.52, C = ‘+’, B = True. Выведем их на дисплей:
program Pr;
var I: integer; R: real;
C: char; B: boolean;
.
Write(‘ПРИМЕР’); WriteLn;
WriteLn(‘ I =’,I,’ R =’,R);
WriteLn(‘ Символ — ‘,C);
Write(‘ B =’,B);

В результате выводимые значения будут такими:

ПРИМЕР
I =-5 R = 3.5200000000E+00
Символ — +
B =TRUE

В Турбо Паскале предусмотрен вывод данных в определенном пользователем форматом (форматированный вывод). В общем случае формат имеет следующий вид: P:M, где P — имя переменной, M — целая константа, указывающая на число позиций, необходимых для выводимой величины P (в качестве параметра M может указываться не число, а имя константы, описанное в разделе const).

Для вещественных переменных формат может быть задан в таком виде: P:M:N (элемент : длина : количество цифр), где M — общее число позиций для выводимой переменной P, включая знак числа, целую часть, точку и дробную часть; N — число позиций дробной части. В этом случае переменная P выводится в виде константы с фиксированной точкой.

Пример: Используем форматированный вывод переменных из предыдущего примера:
.
WriteLn(‘ I =’,I:3,’ R =’,R:5:2);
WriteLn(‘ Символ — ‘,C:5);
Write(‘ B =’,B:8);

Результат:
I = -5 R = 3.52
Символ — +
B = TRUE

1.2. Примеры программ линейной структуры.

Пример: Осуществить вывод на принтер таблицы, в которой записаны значения сторон прямоугольника и его площадь.
Program DemoWriteln;
Uses CRT;
Var < A, B - стороны, Area - площадь >
A, B, Area : integer;
Begin
A := 8; B := 4;
Area := A * B;
< Lst указывает, что вывод производится на принтер >
WriteLn(Lst, ‘————————————‘);
WriteLn(Lst, ‘| Сторона A | Сторона B | Площадь |’);
WriteLn(Lst, ‘————————————‘);
WriteLn(Lst, ‘|’, A:6, ‘|’:6, B:6, ‘|’:6, Area:6, ‘|’:4);
WriteLn(Lst, ‘————————————‘);
End.

В результате работы программы получим таблицу:
—————————————-
| Сторона A | Сторона B | Площадь |
—————————————-
| 8 | 4 | 32 |
—————————————-
каждая строка которой будет печататься с первой позиции новой строки печатающего устройства.

Пример: Программа, пересчитывающая расстояние, выраженное в милях, в расстояние, выраженное в километрах.
program MilToKm;
uses CRT;
var Mil : real; < Расстояние в милях >
Km : real; < Расстояние в километрах >
Begin
ClrScr;
Write(‘Задайте расстояние в милях: ‘); ReadLn(Mil);
Km := Mil * 1.6;
WriteLn(Mil:5:2, ‘ миль это ‘, Km:5:2, ‘ километров’);
ReadLn
End.

Примечание: Оператор ReadLn можно применить для задержки вывода результата работы программы на экране до нажатия на клавишу Enter.

Уроки 29 — 31
Возникновение и назначение языка Паскаль
Структура программы на языке Паскаль
Операторы ввода, вывода, присваивания
(§ 11. Знакомство с языком Паскаль)
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование
Программирование на Паскале линейных алгоритмов

Содержание урока

Знакомство с языком Паскаль

Знакомство с языком Паскаль

Возникновение и назначение Паскаля

После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном языке программирования.

Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Влеза Паскаля — французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль — швейцарский профессор Никлаус Вирт.

Паскаль — это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.

Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на АЯ. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале:

Структура программы на Паскале

Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка).

Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которым следует произвольное имя, придуманное программистом:

Program ;

Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables — переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два типа числовых величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:

var a, b: integer; с, d: real;

Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.

Раздел операторов — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:

begin

end.

Операторы ввода, вывода, присваивания

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read — читать) или readln (read line — читать строку):

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком переменные указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша ( ). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.

Вывод результатов происходит по оператору write (write — писать) или writeln (write line — писать в строку):

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.

Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.

Знаки основных арифметических операций записываются так:

Правила записи арифметических выражений

Запись арифметических выражений на Паскале похожа на обычную математическую запись. В отличие от математики, где часто пропускается знак умножения (например, пишут 2А), в Паскале этот знак пишется обязательно: 2*А. Например, математическое выражение

А 2 + В 2 — 12С

на Паскале записывается так:

А*А + В*В — 12*С

Это же выражение можно записать иначе:

SQR(А) + SQR(В) — 12*C

Здесь использована функция возведения в квадрат — SQR. Аргументы функций всегда пишутся в круглых скобках.

Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). К старшим операциям относятся умножение (*) и деление (/). Операции сложения и вычитания — младшие. В первую очередь выполняются старшие операции. Несколько операций одинакового старшинства, записанные подряд, выполняются в порядке их записи слева направо. Приведенное выше арифметическое выражение будет вычисляться в следующем порядке (порядок вычислений указан цифрами сверху):

Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках. Если имеется несколько пар вложенных скобок, то сначала выполняются операции в самых внутренних скобках. Например:

Пунктуация Паскаля

Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации.

Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем описания переменных в разделе переменных и разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить.

Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списках вводимых и выводимых величин.

Текст программы заканчивается точкой.

Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем программы. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то в качестве оператора компьютер воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если программист забыл поставить «;» между какими-то двумя операторами, то компьютер будет принимать их за один с неизбежной ошибкой.

В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий — это пояснение к программе, которое записывается в фигурных скобках. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет.

Заметим, что в Паскале нет различия между строчными и прописными буквами. Например, для Паскаля тождественны следующие варианты записи: begin, Begin, BEGIN, BeGiN. Использование строчных или прописных букв — дело вкуса программиста.

Следующая страница Вопросы и задания

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector