Semenalidery.com

IT Новости из мира ПК
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Mod в программировании это

Mod в программировании это

В данной статье мы рассмотрим операторы mod и div, их применение при решении задач. Рассмотрим несколько примеров с решением, а также задачи для самостоятельного выполнения.

Успехов вам в программировании.

  • С помощью mod мы получаем остаток от деления числа a на число b.

Переменная s будет равна 5.

  • С помощью оператора div мы получим целую часть от деления числа a на число b

Переменная s будет равна 2.

Использование mod при решении задач

  • Чаще всего оператор mod используется для определения кратности числа и используется в условии (оператор IF)

Задача: определить, является ли число, введенное с клавиатуры, четным.

Чтобы ответить на этот вопрос нужно поделить число a с помощью mod на 2 (a mod 2) и сравнить это значение с нулем. Условие будет выглядеть так: a mod 2 = 0

Итак, чтобы узнать: делится ли число a на число b без остатка, нужно воспользоваться условием:

  • Также оператор mod используется для определения последней цифры числа

Задача: умножить последнюю цифру числа на 10 и результат вывести на экран.

Чтобы поместить последнюю цифру числа a в некоторую переменную необходимо поделить это число с помощью mod на 10. Получим: b:=a mod 10 — в переменной b окажется последняя цифра числа.

Если мы хотим отделить 2-е последние цифры числа, то должны делить с помощью mod на 100; если 3 — на 1000 и т.д.

Чтобы узнать, оканчивается ли число a на цифру b необходимо воспользоваться условием:

Задача: е с ли введенное с клавиатуры число оканчивается на 5 и делится на 7, то вывести «YES» иначе «NO»

С помощью рассмотренных условий и цикла со счетчиком можно решить следующую задачу:

посчитать количество чисел, которые кратны 9 и оканчиваются на 5 в диапазоне от 1 до 500

Использование оператора div при решении задач

Задача: дано трехзначное число. Выяснить, является ли оно палиндромом («перевертышем»), т.е. таким числом, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево.

Отделить первую цифру числа можно, поделив его с помощью div на 100.

Отделить последнюю цифру можно, поделив его с помощью mod на 10. Вторая цифра нам не нужна для решения задачи, т.к. от нее не зависит, будет ли число палиндромом.

Задачи для самостоятельного выполнения:

  1. Дано трехзначное число. Определить:
    • является ли сума его цифр двузначным числом
    • является ли произведение его цифр трехзначным числом
    • больше ли числа a произведение его цифр
    • кратна ли пяти сумма его цифр
    • кратна ли сумма его цифр числу a
  2. Дано четырехзначное число. Определить:
    • равна ли сумма двух первых его цифр сумме двух его последних цифр
    • кратна ли трем сума его цифр
    • кратно ли четырем произведение его цифр
    • кратно ли произведение его цифр числу а

DIV и MOD в Pascal

Всем привет, как дела? Че делаешь? ммм ясно, понятно. Не будем долго и дружелюбно общаться, проходите, присаживайтесь по удобнее, чувствуйте себя как дома. На улице с каждым днем солнце порабощает планету, мне это нравится, с нетерпением жду прихода молодой теплой, походу грязной и с множеством воды, весны. Но есть и свои плюсы: тепло, птицы, растительность, легкая куртка. А как вы относитесь к весне?
В этой части поговорим о еще двух функциях DIV и MOD, в прошлой части мы говорили об математических операциях, сегодняшние функции тоже по сути ими являются. Поехали =)

DIV, MOD или обычное деление

DIV и MOD похожи на обычное деление, но все таки они для чего то существуют, значит разница быть должна. Вспомним начальную школу и математику, когда вы только-только учились умножать и делить, когда вы еще не подозревали, что судьба вас свяжет с программированием и будете работать «тыж программистом» или же помбуром. Шутки в сторону, так вот вспомним деление «столбиком». Возьмем число 23 и разделим его столбиком, как учили в школе, на число 10.

Вот таким образом мы разделили число 23 на 10. У нас осталась в целой части число 2, а в остатке число 3. Проще говоря наш ответ стал равен двум целым и трем десятых(2.3). Отлично, это было обычное деление, но как будет выглядеть это в случае с MOD и DIV?

MOD — если мы делим число с помощью функции MOD, то в ответ у нас пойдет остаток. По примеру выше, если бы мы делили не обычным делением, а с помощью mod, то ответ у нас был бы 3.

DIV — соответственно наоборот, если мы делим в с помощью DIV то в ответ пойдет только целая часть — 2.

Pascal

Откроем PascalABC и напишем заготовку

Объявим две переменные с целочисленным типом данных

Дальше присвоим переменной «a» какое-либо значение и переменную «b» приравняем к переменной «a».

Читать еще:  Программирование разветвляющихся вычислительных процессов

Отлично, теперь выведем ответ на действие обычного деления на число 100

Теперь проделаем тоже деление, но вместо обычного используем DIV и MOD. Переменную «a» делим с помощью функции DIV, а переменную «b» соответственно функцией MOD и посмотрим что получится.

Как видим, div вывел в ответ целую часть, а mod — остаток.

Разделим число на тысячи, сотни, десятки и единицы

Думаю в голове у многих уже что-то начинает откладываться, давай закрепим знания, напишем не большую программу с линейным алгоритмом, которая будет показывать сколько в число тысяч, сотен, десятков и единиц. Напишем заготовку и объявим две переменные с целочисленным типом данных.

Присвоим переменной «a» числовое значение.

Дальше присвоим переменной «b» действие — деление переменной «a» на число 1000 с помощью функции div.

  1. program chislo;
  2. var
  3. a,b: integer;
  4. begin
  5. a:= 4321;
  6. b:= a div 1000;
  7. a:= a-b*1000;
  8. end.

Теперь напишем команду вывода с новой строки.

Тем самым мы разделили число на тысячи и вывели сколько содержится в нем тысяч, теперь тоже самое проделаем для сотен, десятков и единиц, изменив лишь пару значений и вывод.

И добавим команду вывода в самое начало

  1. program chislo;
  2. var
  3. a,b: integer;
  4. begin
  5. a:= 4321;
  6. writeln( ‘ Число » ‘+a+’ » состоит из’ );
  7. b:= a div 1000;
  8. a:= a-b*1000;
  9. writeln( b+’ тысячи’ );
  10. b:= a div 100;
  11. a:= a-b*100;
  12. writeln( b+’ сотен’ );
  13. b:= a div 10;
  14. a:= a-b*10;
  15. writeln( b+’ десятков’ );
  16. b:= a div 1;
  17. a:= a-b;
  18. writeln( b+’ единиц’ );
  19. end.

Запустим программу и увидим его выполнение

  1. Число «4321» состоит из
  2. 4 тысячи
  3. 3 сотен
  4. 2 десятков
  5. 1 единиц

Заключение

Вот и все на сегодня, думаю принцип работы понятен. Если что не так, сильно не ругайте, а пишите в комменты что и как. В следующей статье начнем изучение ветвящихся алгоритмов.
Всем спасибо.
Пока =)

Уроки Паскаль

Помимо операций умножения и сложения, над целочисленными переменными производятся операции Div (операция целочисленного деления), Mod (вычисление остатка от целочисленного деления), операция вычитания «-».

В строке №8 используется операция Div. Это операция деления нацело, т. е. в результате получится целое число без остатка. Если 17 разделить на 3, то получится 5,66666… Здесь — целое число 5, оно и будет результатом операции div.
Строка №10. Операция Mod вычисляет остаток от целочисленного деления. Если мы разделим 17 на 3, то получится 5 – целое число и 2 – остаток. Таким образом, результатом операции Mod будет число 2
Теперь запишем нашу программу в Паскале и и запустим ее.

Дополнение к материалу.

Правила приоритета при выполнении операций в Паскале.

  • Сначала выполняются действия над переменными, которые стоят в скобках.
  • Затем вычисляются функции.
  • Затем умножение и деление.
  • Затем сложение и вычитание.

Операции, которые имеют одинаковый приоритет (сложение и вычитание, деление и умножение) выполняются слева направо, т.е. в порядке очереди.

Комментарии

uses
SysUtils;
var a,b: integer;
n: word;

begin
readln(n);
a:=n mod 10;
n:= n div 10;
b:=n mod 10;
n:= n div 10;
n:=a*10+b;
writeln(n);
readln;

program prog1;
uses crt;

begin
write (‘введите двухзначное число. ‘);
read(x);
z:=10;

y:=x div z;
c:=x mod z;
writeln (c,y);
readln
end.

Program pr1;
var
x, y: integer;
begin
write (‘Введите число: ‘);
readln (x); //вводим 5264
y:=(x div 100)-(((x div 100) div 10)*10);
write (‘Третья цифра справа ‘, y);
end.

Программа всегда будет говорить, какая цифра стоит третьей

a:=a div 10;
b:=a div 10;
a:=a div 10;
b:=a mod 10;
writeln(b);

Boolean4. Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Справедливы неравенства A > 2 и B ≤ 3».

var
A, B: integer;

begin
write(‘Введите A и B: ‘);
read(A,B);
writeln(‘Справе дливы неравенства A > 2 и B ≤ 3 — ‘,(A > 2) and (B = 0) or (B B) and (B > C)));
end.
Boolean8. Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Каждое из чисел A и B нечетное».

var
A, B: integer;

begin
write(‘Введите A, B: ‘);
read(A,B);
writeln(‘Каждое из чисел A и B нечетное — ‘, (A mod 2 0) and (B mod 2 0));
end.
Boolean9. Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Хотя бы одно из чисел A и B нечетное».

var
A, B: integer;

begin
write(‘Введите A, B: ‘);
read(A,B);
writeln(‘Хотя бы одно из чисел A и B нечетное — ‘, (A mod 2 0) or (B mod 2 0));
end.
Boolean10°. Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Ровно одно из чисел A и B нечетное».

var
A, B: integer;

begin
write(‘Введите A, B: ‘);
read(A,B);
writeln(‘Хотя бы одно из чисел A и B нечетное — ‘, (A mod 2 0) xor (B mod 2 0));
end.
Boolean11. Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Числа A и B имеют одинаковую четность».

Читать еще:  Решение задач нелинейного программирования онлайн

var
A, B: integer;
C: boolean;
begin
write(‘Введите A, B: ‘);
read(A,B);
C := ((A mod 2 0) and (B mod 2 0)) or ((A mod 2 = 0) and (B mod 2 = 0));
writeln(‘Числа A и B имеют одинаковую четность — ‘, C);
end.
Boolean12. Даны три целых числа: A, B, C. Проверить истинность высказывания: «Каждое из чисел A, B, C положительное».

var
A, B, C: integer;
begin
write(‘Введите A, B и C: ‘);
read(A,B,C);
writeln(‘Каждое из чисел A, B, C положительное — ‘,(A > 0) and (B > 0) and (C > 0));
end.

Операции div и mod;

Знаки операций

Арифметические выражения и правила их записи

Алфавит языка

Программирование на языке Pascal

Самоконтроль

  1. Что понимают под алгоритмом?
  2. Каковы способы записи алгоритмов?
  3. В чем заключаются основные свойства алгоритма?
  4. Перечислите основные алгоритмические структуры и опишите их.
  5. Каковы основные принципы разработки алгоритмов?
  6. Назовите основные этапы составления алгоритмов.

Программа – это запись алгоритма на языке программирования, приводящая к конечному результату за конечное число шагов.

Этапы создания программного продукта:

  • постановка задачи;
  • разработка алгоритма;
  • запись алгоритма на языке программирования;
  • отладка и тестирование программы.

Программа — это детальное и законченное описание алгоритма средствами языка программирования. Исполнителем программы является компьютер. Для выполнения компьютером программа должна быть представлена в машинном коде — последовательности чисел, понимаемых процессором. Написать программу в машинных кодах вручную достаточно сложно. Поэтому сегодня практически все программы создаются с помощью языков программирования, которые по своему синтаксису и семантике приближены к естественному человеческому языку. Это снижает трудоемкость программирования. Однако, текст программы, записанный с помощью языка программирования, должен быть преобразован в машинный код. Эта операция выполняется автоматически с помощью специальной служебной программы, называемой транслятором.

Алгоритмический язык Паскаль был разработан швейцарским ученым Никлаусом Виртом в начале 70-х годов специально для целей обучения.

Основные элементы программирования:

  • ввод информации;
  • хранение информации;
  • команды обработки (операции);
  • вывод данных;
  • проверка условий;
  • повторные выполнения (циклы);
  • подпрограммы (процедуры).

Программа на Паскале записывается в виде последовательности символов, образующих алфавит языка. Алфавит включает:

  • заглавные и прописные латинские буквы;
  • арабские цифры;
  • знаки препинания ( : ; , . );
  • знаки операций;
  • некоторые спецсимволы.

Арифметические выражения строятся из простых операндов связанных знаками арифметических операций:

div – деление нацело;

mod – остаток от деления;

Целочисленное деление div отличается от обычной операции деления тем, что возвращает целую часть частного, а дробная часть отбрасывается.

Взятие остатка от деления mod вычисляет остаток, полученный при выполнении целочисленного деления.

При выполнении арифметических операций соблюдаются следующие правила:

1. два знака не могут следовать один за другим;

2. при выполнении арифметических операций соблюдается следующая иерархия (приоритет выполнения):

3. изменить иерархию можно с помощью скобок.

Операции div и mod

Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 6057 ; Нарушение авторских прав

Таблица 2.4

Таблица 2.3

Таблица 2.2

Идентификаторы пользователя служат для обозначения объектов программ: констант, переменных, функций, процедур, определенных самим пользователем. При этом идентификаторы должны быть уникальными, т.е. один идентификатор не может использоваться для обозначения более чем одной переменной.

При написании имени можно чередовать строчные и прописные буквы. Например, два идентификатора nomersklada и NomerSklada одинаковы, но вторая запись более наглядно преподносит смысл имени, выделяя прописными буквами каждую из двух смысловых частей.

Правильно написанные идентификаторы значительно облегчают чтение и понимание программы.

Общие правила написания идентификатора:

1. начинается только с латинской буквы или знака подчеркивания (исключением являются идентификаторы меток);

2. может состоять из латинских букв, цифр и знака подчеркивания;

3. между двумя идентификаторами должен быть, по крайней мере один пробел;

4. максимальная длина – 127 символов (значимыми будут только первые 63);

5. можно использовать прописные и строчные буквы (компилятор не делает между ними различий).

Примеры идентификаторов:

Примеры ошибочных идентификаторов:

А1.R — содержит точку

45ALFA — начинается с цифры

Сумма — содержит символы русского алфавита

Primer 1 – содержит пробел

Решение задачи на компьютере – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому любая программа имеет смысл, если она обрабатывает какие- либо данные. В Паскале данные разделяются на константы и переменные. Константы и переменные определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обратиться для получения текущих значений, и принадлежат к определенному типу данных.

Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются.

Константы являются идентификаторами пользователя, в качестве которых используются константы следующих видов: числовые, логические (булевские), символьные и строковые. Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да-нет, истина-ложь, 0-1). Символьные и строковые константы – это отдельные символы и их последовательности.

Все константы должны быть описаны в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом const. Тип констант автоматически распознается компилятором без предварительного описания.

Читать еще:  Как обновить драйвера в безопасном режиме

Примеры:

Имеется ряд зарезервированных (стандартных) констант (см. таблицу 2.3), к значениям которых можно обращаться без предварительного определения.

Стандартныеконстанты

Переменными называют величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы.

В программировании переменную можно трактовать как одну или несколько ячеек памяти, которым присвоено определенное имя (идентификатор). Содержимое ячеек может меняться, но имя остается неизменным. Каждое новое значение, записанное в ячейку памяти «затирает» предыдущее значение, поэтому в любой момент времени переменная имеет только одно текущее значение. Обычно переменные используются для хранения исходных данных, результатов программы, промежуточных результатов.

Переменная имеет имя, значение и тип. Тип переменной определяет ее допустимые значения, а также операции которые можно над нею выполнять. Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие – либо действия.

Все переменные описываются в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом var.

Примеры:

var a, b: integer;

2.3 ТИПЫ ДАННЫХ ЯЗЫКА ПАСКАЛЬ

Каждый тип данных характеризуется так называемым кардинальным числом — количеством различных значений, принадлежащих типу. Для каждого типа данных должен быть строго определен набор операций, которые можно применять при обработке данных этого типа.

Важнейший принцип Паскаля:все используемые в программе имена должны быть описаны до их употребления. Описать идентификатор, значит указать тип связанного с ним объекта программы.

Тип данных — множество значений, которые могут принимать объекты программы, и совокупность операций, допустимых над этими значениями.

К простым (скалярным) типам данных относят типы данных таких величин, значения которых не содержат составных частей. Простые типы делятся на стандартные и пользовательские (перечисляемый и интервальный). Стандартные типы предлагаются пользователю разработчиками языка Паскаль.

Структурированные типы базируются на простых типах и могут содержать их различные комбинации.

Структуру типов данных представим в следующем виде:

2. Структурированные:

3. Строковый

4. Ссылочный (указатели)

5. Процедурные

6. Объектные

Целочисленные типы, символьный, логический и пользовательские типы данных образуют группу так называемых порядковых типов, имеющих большое значение.

Тип данных очень важен при выделении памяти под переменные, поскольку каждому типу соответствует строго определенный размер ячейки памяти. В любом случае этот размер ограничен, следовательно, все типы данных имеют ограниченный диапазон значений (см. таблицу 6 и таблицу 8). Этот факт не согласуется с нашими математическими представлениями о числовых множествах. Тем не менее, с ним приходится считаться.

2.3.1 Целочисленные типы данных

Целый типпредставляет собой подмножество целых констант, которые могут занимать в памяти от 1 до 4 байт.

Обычно переменные этого типа используются в арифметических выражениях, для организации счетчиков, индексации элементов массива. Значения целых типов могут отображаться в программе в десятичном виде и в шестнадцатеричном виде (в начале числа ставится знак $, а цифры старше 9 обозначаются латинскими буквами от A до F). Наиболее часто в простейших программах используется тип integer.

Пример:

Запись x:=68000 будет неверна, т.к. для переменной x типа word с диапазоном от 0 до 65535 произойдет переполнение – выход из допустимого для определенного типа данных диапазона значений.

Над данными этого типа определены операции:

Ÿ арифметические (стандартные): сложение (+), вычитание (-), умножение (*) и деление нацело (/);

Ÿ отношения (=, <>, , =), вырабатывающие результат логического типа.

Результат выполнения арифметических операций (кроме деления), а также div и mod над целыми операндами получается также целого типа.

Операции над целыми числами определены лишь тогда, когда исходные данные (операнды) и результат лежат в этом интервале. Иначе может возникнуть переполнение. Пользователь должен сам следить, чтобы промежуточные результаты арифметических выражений не выходили из диапазона.

Дело в том, что при действиях с целыми числами тип результата соответствует типу операндов. Например, для переменных типа integer, принимающих значения a=2000, b=4000, в арифметическом выражении a*b/a возникает переполнение. При вводе исходных данных результат составит не 4000, как это можно было бы ожидать, а 2304. Предупреждения об ошибке не возникнет.

Причина состоит в том, что мы, указав в разделе описания переменных для величин а и b тип integer, зарезервировали в памяти место для хранения только целых чисел, принимающих значения в интервале от -32768 до 32767. Промежуточный результат операции умножения a*b получится число 8000000, который превышает верхнюю границу этого диапазона. Избежать всего этого можно с помощью скобок: a*(b/a).

Две операции над целыми числами div и mod имеют по два целых операнда (аргумента): если значения а и b неотрицательны и b ¹ 0, то а div b и a mod b — это частное и остаток, возникающие при делении а на b.

Целочисленное деление div возвращает целую часть частного, дробная часть отбрасывается. Если делимое меньше делителя, результат целочисленного деления равен нулю.

Деление по модулю mod восстанавливает остаток, полученный при выполнении целочисленного деления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector