Semenalidery.com

IT Новости из мира ПК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое системное программирование

Что такое системное программирование?

В описании вакансии написано «навыки системного программирования для UNIX». Я не пойму, что это значит? Знаю, бывает программирование на уровне ядра Линукс — драйверы там всякие, ну и разработка ядра. А системное программирование это что, и в чем его особенности? Написать программу с гуем — это не системное программирование?

Ух-ты! Я, оказывается, системный программист!

Нужно смотреть описание вакансии целиком. Это может быть и знание POSIX на уровне подергал за сокеты, а может и что-то ядреное.

Могут подразумевать что угодно, часто хотят чтобы умел пользоваться

POSIX’ным API (open, close и т.д.).

навыки системного программирования для UNIX

да напиши им что компильнул gentoo, пусть завидуют

поправочка — «установил», максимум ядро компильнул и то если генкернелу не доверят 😉

Системное программирование — Святой Грааль студентов программистов. Есть мнение, что если ты, будучи студентом, не пилил свою ОС, с тобой не очем разговаривать.

Вероятно, Си или Си++. Работа с файлами и сокетами через POSIX. Всякие там select, poll, epoll вкупе с их ограничениями. Может быть, asio. TCP/IP, UDP. Еще до кучи SNMP и всякого другого хлама.

Скажем, надо реализовать сервер, работающий по такому-то протоколу. Вот и задача для системного программирования. Да тот же веб-сервер написать.

Пф. Даже я это знал.

Никто не уверен в границах на 100%.

Если умеешь хедеры из дёргать, то, наверное, системный.

Что такое системное программирование?

это программирование систем: то есть, системная программная инженерия, любых программных систем.

хотя зачастую под этим понимают всего лишь драйвера, протоколы, системы реального времени и прочую эмбедщину.

Написать программу с гуем — это не системное программирование?

не, это скорее прикладное. хотя если твоя программа с гуём написана на tcl/tk, и дёргает какой-то CAD — то тут уже ближе к системному.

вопрос в том, что именно делает эта программа. может она там в фоне компиляторы запускает.

(сейчас чего-то не гуглится, посмотри в archive.org)

курс про встроенные системы, системы реального времени на ARM, на основе ОС А2 + Oberon-2.

чушь это значит
набирают бодишопы, местные или для кудато
в нормальных вакансиях всегда приписывают с чем прийдется сталкиваться,
дрова писать или сетевые сервисы или гуи итд

Написание дров, ядерное программирование.

эээ. по-моему, всё перечисленное — это просто программирование. самое обычное. бытовое, так сказать.
системное — это драйверы, допиливание ядра (правда, под UNIX сие проблематично) и около того.

Тогда как ты назовешь? К «прикладному программированию» select/poll/epoll/asio точно не относятся. Просто мне кажется, что не стоит гипертрофировать «ядерное программирование». Очень узкая ниша узкой ниши.

Впрочем, снова скатываемся в терминологический спор, а я страсть, как их не люблю)

А главное, что из себя представляет «допиливание ядра» в возможном более общем контексте коммерческих юниксов с закрытыми ядрами? Патчинг ядра соляриса? Рилтайм подправить или работу потоков? По-моему уже это подсказывает, что имелось в виду в исходном вопросе.

Что-то в педивикии пургу какую-то написали. Это получается, что железячники — тоже системные погромисты ☺

К «прикладному программированию» select/poll/epoll/asio точно не относятся

Да ладно тебе! Я вот, вообще ни разу не погромист, а всякие select’ы, libusb и прочая низкоуровневщина у меня постоянно.

Системный программист — это тот, кто занимается почти исключительно копированием из одних буферов в другие. ^__

Э неее, не каждый физик разбирается в C как ты. Мне вот одного кандидата наук на путь истинный приходится наставлять иногда.

Системная программа (System program) — Программа, предназначенная для поддержания работоспособности системы обработки информации или повышения эффективности ее использования в процессе выполнения прикладных программ.

Хотя определение и устарело, но является базой для wiki-бреда.

Теперь это все те слои, что находятся между прикладным ПО и железом. Т.е. ядро, ОС, драйвера, ФС, дополнительные библиотеки (от zlib до Qt), СУБД, фреймвёрки, .

Далее, что же такое «системное программирование»:

Системное программирование — процесс составления системных программ.

На данный момент это уже очень широко (см. определение системной программы).

Системное программирование — инженерная дисциплина, разрабатывающая методы построения системных программ.

Это уже более стабильно, и за последние >30 лет мало чем отличается по содержимому и припёрто из ряда «ведущих» универов мира. Причём именно рассматриваются UNIX, «кое кто» даже использует свою кошерную обрезанную версию UNIX, над которой измываются меняя способы диспечеризации потоков или выделения памяти.

Воспринимай «навыки системного программирования для UNIX» как, то что пришлось воспользоваться знаниями из соответствующего курса («системное программирование» или «операционные системы») в случае если там рассматривалось использование API UNIX/Linux для создания потоков, общей памяти, и т.д.

Системное программирование

Материал из Seo Wiki — Поисковая Оптимизация и Программирование

Системное программирование (или программирование систем) — род деятельности, заключающийся в работе над системным программным обеспечением.

Основная отличительная черта системного программирования по сравнению с прикладным программированием заключается в том, что результатом последнего является выпуск программного обеспечения, предлагающего определённые услуги пользователям (например, текстовый процессор). В то время как результатом системного программирования является выпуск программного обеспечения, предлагающего сервисы по взаимодействию с аппаратным обеспечением (например, дефрагментация жёсткого диска), что подразумевает сильную зависимость таких программ от аппаратной части. В частности выделим следующее:

  • программист должен учитывать специфику аппаратной части и другие свойства системы в которой функционирует программа, использовать эти свойства, например, применяя специально оптимизированный для данной архитектуры алгоритм.
  • обычно используется низкоуровневый язык программирования или такой диалект языка программирования, который
    • позволяет функционирование в окружении с ограниченным набором системных ресурсов.
    • работает максимально эффективно и имеет минимальное запаздывание по времени завершения.
    • имеет маленькую библиотеку времени выполнения (RTL) или не имеет её вообще.
    • позволяет прямое управление (прямой доступ) к памяти и управляющей логике.
    • позволяет делать ассемблерные вставки в код.
  • отладка программы может быть затруднена при невозможности запустить её в отладчике из-за ограничений на ресурсы, поэтому может применяться компьютерное моделирование для решения этой проблемы.

Системное программирование существенно отличается от прикладного, что обычно приводит к специализации программиста в одном из них.

Часто, для системного программирования доступен ограниченный набор средств. Использование автоматической сборки мусора довольно редкое явление и отладка обычно сложна. Библиотека времени выполнения, при её наличии, часто менее способная и совершает меньшее количество проверок. В связи с этими ограничениями обычно применяют при мониторинге и записи данных — операционные системы.

История

Изначально, программисты безвариантно писали на языке ассемблера. Эксперименты с поддержкой оборудования в языках высокого уровня (1960-е привели к появлению таких, как BLISS и BCPL. Однако, язык программирования Си, сыгравший значительную роль в создании Unix, завоевал большую популярность и распространился повсеместно к 1980-м годам.

В настоящее время (2006) некоторое применение нашлось для встраиваемого C++. Реализация основных частей в операционной системе и при использовании сетей нуждается в разработчиках системного ПО. Например, реализация постраничности (через виртуальную память) или драйверы устройств.

Термин «системное программирование» непосредственно связан с термином «системный программист». Это программист, работающий (создающий, отлаживающий, диагностирующий и т. п.) над системным программным обеспечением.

Системное программирование

Системное программирование (или программирование систем) — подраздел программирования, заключающийся в работе над системным программным обеспечением.

Определение «системное» подчеркивает тот факт, что результаты этого вида программирования существенно меняют свойства и возможности вычислительной системы. В то же время бесспорным остаётся тот факт, что в определенной степени этот результат имеет место при применении любых программ, выполняемых в вычислительной системе. Поэтому между программированием «системным» и «несистемным» (прикладным программированием») нет четкой границы.

Читать еще:  Что такое семантика в программировании

Вычислительная система имеет иерархическую структуру, которую можно представить в виде набора вложенных слоев, на внешнем из которых находятся прикладные программы, а на самом внутреннем — аппаратура компьютера. Условная степень системности нарастает при программировании, затрагивающем все более внутренние уровни системы.

Одной из основных отличительных черт системного программирования по сравнению с прикладным заключается в том, что результатом последнего является выпуск программ для взаимодействия с пользователем (например, текстовый процессор). В то время как результатом системного программирования является выпуск программ для взаимодействия с аппаратным обеспечением (например, дефрагментация жёсткого диска), что подразумевает сильную зависимость таких программ от аппаратной части. В частности выделим следующее:

  • программист должен учитывать специфику аппаратной части и другие, часто уникальные, свойства системы в которой функционирует программа, использовать эти свойства, например, применяя специально оптимизированный для данной архитектуры алгоритм;
  • часто используется низкоуровневый язык программирования или такой диалект языка программирования, который
    • позволяет функционирование в окружении с ограниченным набором системных ресурсов,
    • работает максимально эффективно и имеет минимальное запаздывание по времени завершения,
    • имеет маленькую библиотеку времени выполнения (RTL) или не имеет её вообще,
    • позволяет прямое управление (прямой доступ) к памяти и управляющей логике,
    • позволяет делать ассемблерные вставки в код;
  • отладка программы может быть затруднена при невозможности запустить её в отладчике из-за ограничений на ресурсы, поэтому может применяться компьютерное моделирование для решения этой проблемы.

Подводя итог, можно утверждать, что СИСТЕМНЫМ следует называть подраздел программирования как вида инженерной деятельности, в котором программист использует специфические и часто уникальные свойства и возможности ВНУТРЕННИХ УРОВНЕЙ вычислительной системы.

Системное программирование отличается от прикладного, что обычно приводит к специализации программиста в одном из них.

Часто, для системного программирования доступен ограниченный набор средств. Использование автоматической сборки мусора довольно редкое явление и отладка обычно сложна. Библиотека времени выполнения, при её наличии, часто менее способная и совершает меньшее количество проверок. В связи с этими ограничениями обычно применяют при мониторинге и записи данных — операционные системы.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Системное программирование» в других словарях:

системное программирование — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN systems programming … Справочник технического переводчика

системное программирование — sisteminis programavimas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. system programming vok. Systemprogrammierung, f rus. системное программирование, n pranc. programmation système, f … Automatikos terminų žodynas

СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ — 1) Инженерная дисциплина, разрабатывающая методы построения системных программ, т. е. программ, входящих в состав больших программных комплексов (программных систем), придающих вычислительным средствам постоянные функции нек рой специальной… … Математическая энциклопедия

Системное программное обеспечение — Системное программное обеспечение это комплекс программ, которые обеспечивают управление компонентами компьютерной системы, такими как процессор, оперативная память, устройства ввода вывода, сетевое оборудование, выступая как «межслойный… … Википедия

ПРОГРАММИРОВАНИЕ — 1) процесс составления программы, плана действий; 2) дисциплина, изучающая методы и приемы составления программ. С определенной долей условности П. как дисциплина делится на программирование теоретическое, изучающее математич. абстракции программ … Математическая энциклопедия

ПРОГРАММИРОВАНИЕ — 1) процесс составления программы, плана действий. 2) Раздел информатики, изучающий методы и приёмы составления программ. С долей условности П. как дисциплина разделяется на: теоретическое, изучающее матем. абстракции программ (как объектов с… … Физическая энциклопедия

ПРОГРАММИРОВАНИЕ — совокупность и последовательность действий в целях получения конкретного результата; (1) П. в вычислительной технике процесс составления (см.) в соответствии с данным (см.) на ЭВМ, а также создание средств программного обеспечения, с помощью… … Большая политехническая энциклопедия

Перехват (программирование) — У этого термина существуют и другие значения, см. Перехват. Перехват (англ. hooking) технология, позволяющая изменить стандартное поведение тех или иных компонентов информационной системы. Содержание 1 Назначение технологии перехвата … Википедия

Событийно-ориентированное программирование — Парадигмы программирования Агентно ориентированная Компонентно ориентированная Конкатенативная Декларативная (контрастирует с Императивной) Ограничениями Функциональная Потоком данных Таблично ориентированная (электронные таблицы) Реактивная … Википедия

RAD (программирование) — У этого термина существуют и другие значения, см. RAD. Разработка программного обеспечения Процесс разработки ПО Шаги процесса Анализ • Проектиро … Википедия

Программирование «с нуля». Как изучать системное программирование

Итак, вопреки всякой логике вы всё же решили научиться писать программы. Причем именно писать, а не «ваять» наскоро что придется и как придется. Неважно, что сподвигло вас на это решение, – стремление получить престижную профессию, врожденная любознательность, желание выделиться среди друзей или взломать сервер Пентагона. В любом случае вам придется пройти тернистый путь, лишь изредка перемежающийся минутами подлинного торжества.
О том, с чего нужно начинать учиться программированию, сказано немало. Неоднократно писала об этом и «Магия ПК». Однако многое из того, что советуют профессиональные педагоги, на практике оказывается более чем спорным. А потому взглянем на эту проблему еще раз – с позиций практики.

Антиутопия компьютерной педагогики
Во многих современных учебниках по программированию настоятельно рекомендуется начинать с освоения какой-либо системы визуального программирования – Delphi, C++ Builder, Visual C++ или Visual Basic. При этом приводятся следующие аргументы:

• визуальные среды позволяют быстро получить привлекательный результат;
• все современные системы программирования ориентированы на объектный подход; к чему учиться устаревшим парадигмам, если ООП – наиболее современен?
• визуальные среды – профессиональный инструмент, знание которого пригодится в будущей работе.

Оспаривать эти доводы трудно, и тем не менее они более чем странны. Начнем с того, что получение учащимся осязаемого результата действительно весьма важно для последующего обучения, но при этом отнюдь не безразлична ценность самого результата. В конце концов, выигрыш в чемпионате по Quake – тоже результат, вот только ценность его близка к нулю.
Практика показывает, что люди, начавшие учиться с освоения визуальных технологий, в дальнейшем с большим трудом привыкают к тому, что сущность программирования заключается не в перетаскивании управляющих элементов по рисованному окну. Элементарные понятия, связанные с исполнением программы как последовательности инструкций, осознаются ими с большим трудом. Не случайно пользователи Windows затрачивают на изучение программирования значительно больше сил, нежели те, кто знакомился с компьютером во времена более примитивных операционных систем.


Еще более спорным является тезис о целесообразности начинать изучение программирования непосредственно с объектного подхода. Спору нет, ООП – прогрессивная и современная технология, однако это – не панацея. И сейчас во многих случаях решения, диктуемые этим подходом, оказываются далеко не оптимальными. Но не это главное. Главное заключается в том, что идея программного моделирования предметной области, лежащая в основе концепции ООП, слишком сложна для восприятия без предварительной подготовки. И если понять сам принцип восприятия мира как множества взаимодействующих сущностей при наличии определенного философского фундамента еще возможно, то осознать, как исполняется объектная программа на ЭВМ, – почти непосильная задача.
Наконец, третий тезис также не бесспорен. Во-первых, потому что изучение программирования лишь на несколько процентов состоит в освоении конкретной среды, а большую часть времени и сил приходится тратить на осознание общих принципов, формирование специфики мышления, ознакомление с типовыми подходами и приемами. Во-вторых, практика показывает, что профессиональному программисту труднее всего работать именно в той среде, с которой начиналось его обучение.
Это легко объяснимо – на начальной стадии каждый из нас делает массу ошибок, формирует множество неверных представлений, которые впоследствии пересматриваются, однако оставляют заметный след в нашем сознании. И, вторично оказываясь в той же ситуации, с которой ему приходилось сталкиваться в процессе обучения, специалист как бы теряет накопленные профессиональные навыки и непроизвольно ищет решение на основании давних ассоциаций новичка. По крайней мере таково его первое движение, а именно оно играет основную роль в принятии разработчиком ключевых проектных решений.
Однако главное заключается в другом: использование визуальных сред, во всяком случае правильное использование, полностью заслоняет от пользователя архитектуру машины, специфику выполнения ею написанной программы. А между тем, для того, чтобы программирование не превращалось в мистический процесс укрощения своенравного компьютера, а оставалось ремеслом, профессией, очень важно, чтобы разработчик хорошо понимал принципы выполнения своей программы. И с этой точки зрения обучение на основе визуальных сред и ООП бессмысленно, ибо человек, наученный таким образом, подобен монтеру из известной рекламы – работающая программа невольно вызывает у него восклицание: «Ё-мое, что ж я сделал-то?»

Читать еще:  Язык программирования паскаль доклад кратко

«К четырем прибавить два. «
Интересно, что идея начинать обучение с конца характерна только для программирования. В самом деле, никто ведь не пытается преподавать релятивистскую механику прежде законов Ньютона! Все науки прошли долгий путь развития, множество ошибочных и неточных теорий, некорректных экспериментов. Школьник, изучая их, как бы повторяет за несколько лет всё, что делало человечество в течение тысячелетий. Бессмысленная трата времени? Нет! Двигаясь таким образом, ученик как бы сам приходит к тем же выводам, что и его великие предшественники.
Отчего же не начать программирование с начала? Нет, не с тумблеров и светодиодов разумеется, но с фон-неймановской архитектуры и понятия программы как последовательности исполняемых команд. Естественно, рассматривать принципы машинной организации «всухую», особенно если вы молоды и честолюбивы, совсем неинтересно. А потому, если уж начинать писать программы, то лучше всего сразу осваивать язык ассемблера.
Парадокс? Ведь Ассемблер по сей день считается едва ли не самым сложным из языков программирования. Однако на самом деле он имеет немало достоинств именно с точки зрения «обучения с нуля».
Во-первых, Ассемблер прост. Это не просто сенсационное заявление – это факт. Архитектура компьютера, будь то IBM-совместимый ПК или промышленный контроллер от Toshiba, как правило, сравнительно проста – память, регистры, стек. Несколько видов адресации да условные и безусловные переходы. Порождаемый каждой командой эффект обычно тривиален для понимания, а потому весь процесс изучения сводится к механическому запоминанию мнемоник инструкций. Если последние достаточно логичны, как, например, в Ассемблере процессоров Intel, учить машинный язык совсем несложно.
Во-вторых, изучая язык Ассемблера, учащийся волей-неволей вынужден сталкиваться с архитектурными особенностями своего компьютера. Такие понятия, как сегменты памяти, порты или escape-последовательности из чисто абстрактных категорий становятся инструментами для решения прикладных задач. Более того, понимая, можно ли реализовать ту или иную программу на Ассемблере, хотя бы теоретически, программист ощущает пределы возможностей машины, осознает, что можно требовать от компьютера, а что – нет.
Еще одно несомненное преимущество заключается в том, что переход от Ассемблера к языку высокого уровня значительно проще, чем наоборот. Осваивая C++ или Паскаль, ассемблерщик представляет себе, как работает та или иная конструкция на уровне машинного кода, во что она будет скомпилирована. Соответственно, он понимает свою программу, не боится ее.
Кроме того, и это психологически важно, Ассемблер благодаря своей универсальности рождает уверенность, что в случае необходимости отдельные фрагменты программы могут быть написаны или отлажены на самом низком уровне. А это – пусть эфемерная, но всё же гарантия того, что любая техническая проблема может быть решена, пусть большой кровью, но наверняка.
И, наконец, даже сейчас язык Ассемблера иногда бывает полезен и даже незаменим. И не только при программировании для спецмашин, контроллеров и другого «экзотического» оборудования, но и при разработке некоторых программ для ПК – драйверов, системных утилит, фрагментов операционных систем, при реализации алгоритмов, требующих повышенной производительности.
Очень часто основным недостатком Ассемблера называют громоздкость написанных на нем программ и сложность их тестирования и отладки. Действительно, работать с десятками и сотнями тысяч строк кода самыми примитивными средствами нелегко. Но именно так рождается то упорство, та бесконечная настойчивость, без которой самый одаренный человек никогда не сможет стать хорошим программистом. Ибо для хорошего профессионала мало придумать красивый алгоритм, нужно еще уметь при необходимости дни и недели «выуживать» из него неуловимую, непонятную ошибку.

«Мы всё начнем сначала…»
Если вы вознамерились начать учиться программированию с освоения Ассемблера, то небесполезно будет знать несколько азбучных истин, способных существенно облегчить учебный процесс.
Во-первых – о книгах. Учиться программированию проще и эффективнее с книгой в руках, но достать в наше время хорошую книгу по Ассемблеру непросто. Чаще всего попадаются либо справочники по архитектуре ЭВМ, либо толстые учебники с массой примеров, лишающие читателя всякого удовольствия от самостоятельного творчества и мешающие воспринимать принципы построения программ, затмевая их массой ненужных деталей. Начинающему лучше всего подойдет простой справочник по системе команд процессора и функциям операционной системы. Удобным компьютерным вариантом такого пособия может служить система TechnoHelp.
Не стоит пытаться писать на Ассемблере под Windows. Вообще, желание сразу получить красивые окошечки мало совместимо с последовательным изучением программирования. В данном же случае вы рискуете утонуть в массе ненужных и непонятных деталей.
Первое, с чем следует ознакомиться, – организация ЭВМ: регистры, память, стек. Первые несколько программ логично написать максимально просто – несколько пересылок между регистрами и памятью, запись и чтение из стека, передачи управления, вызов процедур. Работу программ можно изучить по шагам (в режиме трассировки) в любом доступном отладчике – Turbo Debugger, AFD и даже MS Debug.
Далее можно переходить к функциям DOS – выводу на экран, работе с файлами, распределением памяти. Последний шаг – программирование внешних устройств: динамика, таймера, параллельного и последовательного порта. Имея в запасе такой инструментарий, можно переходить к реальным задачам. Интереснее, но и сложнее всего разрабатывать резидентные программы и драйверы: овладев этим искусством, вы можете смело переходить к языкам более высокого уровня.

Доброе напутствие
Чтобы закончить с общими рекомендациями по тому, как проще всего освоить язык Ассемблера, стоит дать еще несколько конкретных советов:
1. По мнению большинства ассемблерщиков, лучший транслятор для IBM PC – TASM фирмы Borland. Версия, поскольку вы вряд ли будете писать очень сложные программы, решающего значения не имеет.
2. Знание Ассемблера – не вершина, а только первая ступень к профессионализму. Если вам удалось в совершенстве овладеть этим языком, вы скорее всего хорошо представляете себе устройство компьютера и базовые принципы исполнения программ в однозадачной операционной системе. Это – необходимые навыки, но не более того.
3. Закончив изучать Ассемблер, познакомьтесь с одним из процедурных языков, лучше всего Паскалем или C++ в режиме расширенного C. Только поняв особенности конструкций высокого уровня, овладев технологией структурного программирования можно начать готовиться к штурму ООП.
4. Разрабатывая программы на Ассемблере, не стремитесь как можно шире использовать макросредства и специальные директивы компилятора. Во-первых, этим вы, скорее всего, сведете к нулю переносимость своей программы, во-вторых, для целей обучения значительно полезнее, чтобы каждая инструкция, исполняемая в программе, была написана вами собственноручно.
5. Не «срисовывайте» готовые примеры. Возможно, есть люди, способные обучаться на чужом опыте эффективнее, чем на своем, но только мне такие не известны. Естественно, модификация работающих примеров позволит получать результат значительно быстрее, чем при работе «с нуля», только познавательный эффект от нее будет, увы, невелик.
6. Стремитесь не только узнать, но и сделать: доделывайте работу до конца. Разработать хорошую программу на Ассемблере не просто, но если вы справитесь с этой задачей, быстрота и компактность вашего детища станут достойной наградой за труды.
Дерзайте, леди и джентльмены!

Читать еще:  Структурное программирование понятия и принципы

OCR: fir-vst, 2016
Рисунок: Игорь Копельницкий
©

Системное программирование — это престижно, но ответственно

Современные информационные технологии далеки от машинных кодов. Современное системное программирование — это не команды процессора и не управление его работой. История языков программирования — это развитие смысла и синтаксиса, но концептуальные основы компьютерного дела нашего века не отличаются от концепции прошлого: данные и операторы. Все те же конструкции цикла, условий и выбора.

Системное программирование — это накопленный опыт в современной ретроспективе: программно-аппаратная составляющая информационной системы должна работать стабильно и непрерывно, а к каждому пользователю должен быть обеспечен надлежащий индивидуальный подход.

Программирование и системы

Язык программирования — это синтаксис и семантика в их понимании разработчиком. Ассемблер — уникальный язык программирования, простой последовательный конвейер команд. Сказать, что его синтаксис определяется процессором и логикой материнской платы можно, но проще определить: системное программирование и программа на ассемблере — это начало начал.

Системы имеют множество определений, но в самом примитивном смысле, который трудно опровергнуть: система — это данные и их функциональность, как единое целое. Система может состоять из элементов и быть частью структуры более высокого порядка.

Системное программирование — это не составление систем (в прямом смысле). В прошлом веке системные программисты больше уделяли внимание процессору, программируя на машинных языках. В этом веке они уделяют больше внимания пользователю информационных систем и их приложениям.

Прикладное программирование — это решение реальных задач, к которым не относят элементы управления программным и аппаратным обеспечением. В этом контексте, системное программирование — это предшественник и спутник системного администрирования.

Создание систем равным образом относится ко всем вариантам программирования, среди которых можно выделить множество направлений: гипертекст, парсинг, распознавание, миграция данных, виртуализация, поиск и аналитика, . Построение модели и ее программирование — непрерывный процесс систематизации знаний по решаемой задаче, в которой почти всегда можно выделить системную и прикладную составляющие.

Престиж и ответственность

Характерная черта программирования в прошлом веке — системное и прикладное программирование — это, прежде всего, разные языки. Существовала их градация на нижний и верхний уровень. Фортран, Кобол или PL/1 существенно отличались от кода операционных систем, компиляторов и интерпретаторов. Но даже на языках высокого уровня допускалось писать машинный код (С/С++, Pascal).

Тот факт, что языки высокого уровня допускали ассемблерные вставки, говорит: не все предусмотрел разработчик компилятора (интерпретатора). Факт наличия в современных языках возможности создания и выполнения команды в процессе работы программы — наследие прошлого на более высоком уровне.

Престижность профессии системного администратора или системного программиста определялась требованием стабильности работы компьютера, операционной системы или приложения. Ответственность была «минимальной». Сегодня объем данных и функциональность прикладного программного обеспечения столь обширны, что уровень ответственности объективно трансформировался на значительно более высокий уровень.

Центр тяжести сместился в область распределенной обработки информации посредством веб-ресурсов. Обычное программирование (С/С++, С#, Pascal, . ) сохранило свое значение. Остались также локальные задачи. Однако основная масса задач «ушла» в интернет и системное программирование перешло на следующий уровень: установка серверов, настройка сетей и протоколов связи, оптимизация хостинга, обслуживание виртуальных машин.

С одной стороны, расширилась сфера системного администрирования, с другой — без написания специальных скриптов контроля и управления, многие программно-аппаратные системы не будут работать, а в случае сбоя — их невозможно будет восстановить.

Существенно возросла функциональность информационных систем, увеличился объем данных, подлежащих обработке, на одном компьютере теперь может одновременно работать десяток виртуальных машин. Цена ошибки системного программиста — жизнь компании, которая использует информационную систему.

Языки систем

Языки системного программирования в современном мире — абстрактное понятие. Раньше было просто: ассемблер или язык машинных кодов. Язык высокого уровня: синтаксические конструкции словами естественного языка. Сегодня языком системного программирования можно считать две-три команды загрузчика и далеко не каждый системный администратор сможет правильно настроить процесс установки сложного программно-аппаратного комплекса.

Пример. Установить Debian & Proxmox VE — это не просто выполнить чек-лист конкретных действий. Это реальная потребность что-то «подпрограммировать» в конкретной ситуации. В первую очередь — это протоколы настройки сети, а затем по пунктам в зависимости от назначения каждой виртуальной машины, ее функциональности и правил взаимодействия.

Особенная категория языков систем — файлы настройки. По сути — это обычные текстовые файлы. Как правило, нужно правильно писать две-три позиции в одной конструкции, но первых может быть несколько, а вариантов вторых — множество.

Квалифицированный системный программист настроит классическую триаду: Apache, PHP и MySQL за 30 минут. Обычный программист будет искать ошибки и не сможет получить работающий результат за целый день. Цена знания определяет затраченное время, но многие из них приходят с опытом. Внешне — это не программирование, но каждый конфигурационный файл управляет конкретным продуктом на системном уровне.

Фактически теперь системное программное обеспечение — это конкретная область системных задач. Как будет решена конкретная задача — не важно. Не имеет значения, что программу писать не потребуется, но задача должна быть решена, информационная система обязана стабильно и непрерывно работать на конкретном системном фундаменте.

Стиль работы системного программиста

Знать и уметь — мало, нужно делать так, чтобы все ясно было. Комментирование в области системного программирования существенно изменилось. Раньше считалось нормой вещей пояснить что делает конкретная команда одним или двумя словами. Сегодня одна команда может поясняться страницей плотного текста.

Разработчик современной операционной системы или инструмента для управления прикладным программным обеспечением прилагает многочисленные комментарии и руководства. В конкретной ситуации этого будет не достаточно. В редких случаях системный продукт, например, Proxmox VE, станет с первой попытки и не нарушит функционирование сети. В большинстве случаев придется искать дополнительную информацию и разбираться по смежным вопросам системного программирования и управления: файловая система, протоколы связи, мониторинг, логирование, политики безопасности и пр.

Квалифицированный системный программист (администратор) в обязательном порядке будет фиксировать свои действия, описывать использованные команды и мониторить все события. Идеальный стиль работы специалиста — когда коллега может заменить его в любой момент времени.

Системное программирование и пользователи

Раньше системное программирование интересовал процессор, сегодня в его компетенции находится пользователь. Управление пользователями — это системное программирование высокого порядка, существенной ответственности и престижное с точки зрения оплаты.

Специалист, который управляет доступом к информационным ресурсам, это системный программист, «оснащенный» знаниями по психологии, социологии и юридическим аспектам конкретной компании. Здесь нет ассемблера, нет машинных кодов. Есть несколько команд и возможность писать специальные сценарии доступа.

Ошибка в сценарии работы пользователя — нарушение периметра безопасности, проникновение злоумышленника и крах системы или кража информации.

Работать с процессором гораздо проще: он просто выполняет последовательность команд. Работать с человеком сложно: он может менять алгоритм своего поведения, действовать по нескольким направлениям и распределять свои действия по времени.

Системное и прикладное

Современная информационная система редко пишется с нуля. Чаще всего в распоряжение системного программиста (администратора) поступает указание, что нужно поставить и что должно быть в итоге.

В результате работы системного программиста (администратора) получается программно-техническая конструкция, в которой могут работать приложения (прикладное программное обеспечение) и пользователи.

Хорошо построенное здание и хорошо настроенный сервис — идеальное решение при любых нюансах в компаниях разного профиля. Не важно, что не придется писать команды на ассемблере, важно, что написанные команды обеспечат стабильную и непрерывную работу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector