Semenalidery.com

IT Новости из мира ПК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Алфавит языка программирования

Алфавит языка программирования

Каждый язык имеет свой алфавит — набор символов, используемых в данном языке.
Алфавит Паскаля включает:

  • латинские буквы от a до z (строчные и заглавные);
  • цифры от 0 до 9;
  • разделители: запятая, точка с запятой, точка, двоеточие, апостроф, кавычки, скобки, символ ;
  • знаки арифметических действий: + (сложение), — (вычитание), * (умножение), / (деление);
  • знаки операций отношений: > (больше), = (больше или равно), (не равно), = (равно).

Символы алфавита используются для построения базовых элементов Pascal-программ — минимальных единиц языка, имеющих самостоятельный смысл. Базовые элементы называют лексемами.

1. Служебные (зарезервированные) слова. Их смысл зафиксирован в языке, и поэтому служебные слова нельзя использовать в качестве имен, вводимых программистом. Полный список служебных слов приведен в Приложении 1.

2. Имена (идентификаторы). Они вводятся для обозначения в программе переменных, констант, типов, процедур и функций. Имена формируются из букв и цифр. Первым символом имени должна быть буква. Длина имени не должна превышать 63 символа. Заглавные и строчные буквы в именах не различаются. Таким образом, следующие три идентификатора обозначают одну и ту же переменную:
index
INDEX
Index

3. Числа и символьные строки.

4. Знаки операций и разделители. Они формируются из одного или нескольких специальных символов.

5. Комментарии. Они представляют собой произвольную последовательность символов (не обязательно из алфавита языка, то есть допускаются и русские буквы), заключенную в фигурные скобки < >. Комментарии не изменяют смысл программы, не влияют на ее выполнение и предназначены для пояснений.

Для отделения лексем друг от друга используются символы пробелов или же лексемы должны быть размещены на различных строках программы.

Cтруктура программ в языке программирования Pascal.

Программа на языке Pascal всегда состоит из двух основных частей: описания последовательности действий, которые необходимо выполнить, и описания данных, с которыми оперируют действия. Действия представляются операторами языка, данные вводятся посредством описаний и определений. Описание данных, которые будут использоваться в программе предшествуют описанию действий, которые будут выполнены с данными. Кроме того, программа может быть снабжена заголовком, который задаст имя программы и ее параметры.

Рассмотрим полную структуру программы на языке Паскаль. В общем случае программа состоит из:

  • Заголовка программы — раздел начинается с ключевого слова program, далее идет название вашей программы.
    Например, program Area; — обратите внимание, что любой оператор языка Паскаль заканчивается точкой с запятой.
    Также распространенной ошибкой является заголовок программы вида: program 1;
    Имя программы — это пользовательский идентификатор, и он не может начинаться с цифры.
  • Блок описаний состоит из множества различных блоков программы, каждый из которых отвечает за определенные аспект программы. Мы будем рассматривать возможные блоки по мере необходимости. На схеме ниже вы можете увидеть все из них.
  • Блок операторов — единственный обязательный блок программы, в нем вы размещайте, те команды которые должны быть выполнены в процессе выполнения программы. Блок операторов начинается с ключевого слова begin и заканчивается end с точкой.

Пример. Программа, вычисляющая сумму двух чисел.

Урок 24
§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Ключевые слова:

• язык программирования
• программа
• алфавит
• служебные слова
• типы данных
• структура программы
• оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т. д.).

Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия 1 .

1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10-11 классах.

Рекомендуем вам зайти на сайт (http://pascalabc.net) — PascalABC.NET. Здесь вы найдёте много полезной информации для начинающих программистов, сможете скачать систему программирования PascalABC.NET.

3.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

• латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
• латинские строчные буквы (а, Ь, с, . х, у, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

:= (знак операции присваивания);
>= и

1 1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

3.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) блок описания используемых данных;
3) блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы.

2 В 8 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив изучение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

3.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 3.2 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (integer), вещественный (real), символьный (char), строковый (string), логический (boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

6. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

9. Как записывается раздел описания переменных?

10. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:

а) значения функции у = х 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; b:=4; а:=а+b

12. Запишите оператор для:

а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

Pascal. Операции и алфавит языка

Алфавит языка

Код программы на Pascal представляет собой некоторое количество строк, а они в свою очередь состоят из символов. Совокупность последних и следует называть алфавитом языка. В него входят:

  • Двадцать шесть прописных и строчных латинских букв;
  • Арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Арифметические знаки: + (сложение), – (вычитание), * (умножение), / (деление);
  • Знаки отношений: = (равенство), (больше), = (больше или равно), <> (не равно);
  • Ограничители: . , ‘ ( ) [ ] (. .) < >(* *) .. : ; ;
  • Пробел и подчеркивание;
  • Символ присвоить: := ;
  • Спецификаторы: ^ # $ ;
  • ASCII коды от 0 до 31 (управляющие символы);
  • Служебные слова:

Идентификаторы

Идентификаторы – это имена переменных, типов, констант, функций и процедур. К ним можно отнести следующие требования и свойства:

  • Идентификатор может содержать строчные и прописные латинские буквы, символ подчеркивания и арабские цифры;
  • Первый символ идентификатора обязательно должен быть латинской буквой;
  • В средине не должно быть пробелов;
  • Буквы не чувствительны к регистру;
  • Длина идентификатора не ограничена, но перенос его части на новую строку не предусмотрен;
  • Идентификатора не должен совпадать с зарезервированным словом.

Стоить отметить, что хотя называть переменные, константы и т. д. именами логически связанными с их назначением не обязательно, но все же это делать желательно. Ваш код может просматривать кто-то другой, да и вы сами можете делать это спустя какое-то время, и будет полезно, например переменную, отвечающую за год, именовать year.

Арифметические операции

Кроме тех арифметических операций, описанных ранее, Pascal имеет еще два: DIV и MOD. Весь список будет выглядеть так:

  • сложение (+);
  • вычитание ();
  • умножение (*);
  • деление (/);
  • деление нацело, с отбрасыванием остатка (DIV);
  • нахождение остатка от деления (MOD);

Первые четыре операции ни чем не отличаются от тех, что мы изучали в школе. А DIV и MOD будут работать, например следующим образом:

9 DIV 4 = 2 9 MOD 2 = 1

Деление и умножение имеют наибольший приоритет, следовательно, выполняются перед операциями сложения и вычитания.

Кроме операций арифметики и отношений в данном ЯП есть логические операции:

отрицание (NOT), логическое сложение (OR), логическое умножение (AND).

Список приоритетов, (от высшего к низшему) рассмотренных операций, имеет следующий вид:

Общие сведения о языке программирования Pascal. Алфавит и словарь языка. Типы данных.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ 21 урок.doc

Общие сведения о языке программирования Pascal . Алфавит и словарь языка. Типы данных.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий программирования Pascal

Организационный момент (1 мин).

Повторение материала предыдущего урока (5 мин).

Объяснение нового материала (20 мин).

Физкультминутка (2 мин).

5. Разбор примера для закрепления (4 мин);

6.Задания для самостоятельной работы (5мин).

7. Домашнее задание (3 мин).

21 век, это век высоких технологий. Очень быстро развивается техника. Мы уже привыкли что год за готом появляются все новые изобретения, которые влияют на нашу жизнь.

5 слайд Но развитие такой техники немыслимо без программирования.

— в наше время изучать и знать программирование, престижно и полезно. С помощью программирования создается программное обеспечение компьютера, и все те программы, игры, приложения, которыми каждый из Вас пользуется в своем смартфоне. К ним относятся whatsapp , instagram , одноклассники и многое другое.

На уроке узнаем, Алфавит Языков программирования и словарь языка Pascal . Типы данных.

Сейчас существует множество языков программирования, Си++, сишарп, ява, дельфи паскаль и так далее. Их очень много.

Паскаль один из наиболее известных языков программирования. А так же является базой для ряда других языков.

Слайд Языки программирования — это формальные языки, которые предназначены для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.

Программа — это запись алгоритма на языке программирования.

Т.е. когда мы с вами написали алгоритм действия компьютера на языке паскаль, мы создали программу.

Слайд Язык Pascal был создан в 1968–1969 гг. швейцарским учёным, специалистом в области информатики Никлаусом Виртом.

А расскажите, почему Язык программирования ПАСКАЛЬ назвали не в честь его создателя?

(отвечают ученики, делают предположение).

Язык программирования ПАСКАЛЬ (PASCAL) получил свое название не от сокращения каких-то слов, как другие языки: он назван так в честь великого французского математика и физика Блеза Паскаля, который в 1642 г. изобрел счетную машину для арифметических операций – паскалево колесо, как назвали её современники.

Pascal – простой язык программирования, на основе которого создавались другие языки

Слайд с помощью языка Паскаль, можно создавать программы, для решения вычислительных задач, обработки текстов, построения графических изображений и многое другое.

Слайд Рассмотрим алфавит и языка ПАСКАЛь.

Любой язык программирования это алфавит языка.

Алфавит языка — это набор допустимых символов, которые можно использовать для записи

В Алфавит языка Pascal входят:

латинские прописные буквы ( A , B , C , … X, Y, Z );

латинские строчные буквы ( a , b , c , … x , y , z );

арабские цифры ( 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9);

К Специальным символам относится:

знаки препинания: «,», «.» и т. д.;

знак подчёркивания «_»;

знаки арифметических действий «+», «-», «=» и т. д.

слайд Так же в алфавите языка есть неделимые элементы. Это составные символы которые нельзя разрывать. К ним относятся:

-Знак операции присваивания : =

-Знаки больше или равно, меньше или равно > = и Название

2 байта со знаком

 (2 . 9 *10 -39 …1.7*10 +38 )

Произвольный символ алфавита

Последовательность символов длиной меньше 255

1 байт на символ

В вещественном числе в языке программирования целая часть от дробной отделяется точкой.

Пробел внутри числа не ставится.

Выучить типы данных, а так же Специальные символы на языке Паскаль.

Выбранный для просмотра документ 21. Общ. сведен. о яз. прогр. Паскаль. Алфав. и словарь яз. Типы данных.pptx

ITandLife.ru

Статьи об IT, программировании, политике, экономике, жизни и изучении научных дисциплин

Алфавит, идентификаторы, ключевые слова и константы C++

В тексте на любом естественном языке можно выделить четыре основных элемента: символы, слова, словосочетания и предложения. Подобные элементы содержит и алгоритмический язык, только слова называют лексемами (элементарными конструкциями), словосочетания — выражениями, а предложения — операторами. Лексемы образуются из символов, выражения — из лексем и символов, а операторы — из символов, выражений и лексем. В этой записи рассмотрен алфавит языка программирования C++ и его лексемы.

Алфавит C++

Алфавит C++ включает:

  • прописные и строчные латинские буквы и знак подчеркивания;
  • арабские цифры от 0 до 9;
  • специальные знаки: ? < >, ¦ [ ] ( ) + — / % * . ‘ : ? ! & #

— ; ^

  • пробельные символы: пробел, символы табуляции, символы перехода на новую строку.

Из символов алфавита формируются лексемы языка:

  • идентификаторы;
  • ключевые (зарезервированные) слова;
  • знаки операций;
  • константы;
  • разделители (скобки, точка, запятая, пробельные символы).

Границы лексем определяются другими лексемами, такими, как разделители или знаки операций.

Идентификаторы

Идентификатор — это имя программного объекта. В идентификаторе могут использоваться латинские буквы, цифры и знак подчеркивания. Прописные и строчные буквы различаются, например, sysop, SySoP и SYSOP — три различных имени. Первым символом идентификатора может быть буква или знак подчеркивания, но не цифра. Пробелы внутри имен не допускаются.

Длина идентификатора по стандарту не ограничена, но некоторые компиляторы и компоновщики налагают на нее ограничения. Идентификатор создается на этапе объявления переменной, функции, типа и т. п., после этого его можно использовать в последующих операторах программы. При выборе идентификатора необходимо иметь в виду следующее:

  • идентификатор не должен совпадать с ключевыми словами и именами используемых стандартных объектов языка;
  • не рекомендуется начинать идентификаторы с символа подчеркивания, поскольку они могут совпасть с именами системных функций или переменных, и, кроме того, это снижает мобильность программы;
  • на идентификаторы, используемые для определения внешних переменных, налагаются ограничения компоновщика (использование различных компоновщиков или версий компоновщика накладывает разные требования на имена внешних переменных).

Ключевые слова

Ключевые слова — это зарезервированные идентификаторы, которые имеют специальное значение для компилятора. Их можно использовать только в том смысле, в котором они определены. Список ключевых слов C++ приведен в таблице ниже.

Знаки операций

Знак операции — это один или более символов, определяющих действие над операндами. Внутри знака операции пробелы не допускаются. Операции делятся на унарные, бинарные и тернарную по количеству участвующих в них операндов. Знаки операций приведены в отдельной заметке – Операции языка C++

Один и тот же знак может интерпретироваться по-разному в зависимости от контекста. Все знаки операций за исключением [ ], ( ) и ? : представляют собой отдельные лексемы.

Большинство стандартных операций может быть переопределено (перегружено).

Константы

Константами называют неизменяемые величины. Различаются целые, вещественные, символьные и строковые константы. Компилятор, выделив константу в качестве лексемы, относит ее к одному из типов по ее внешнему виду (формат константы можно указать самостоятельно).

Форматы констант, соответствующие каждому типу, приведены в таблице ниже.

Восьмеричный: нуль, за которым

следуют восьмеричные цифры

Шестнадцатеричный: 0х или 0Х,

за которым следуют шестнадцатеричные

0хА, 0x1B8, 0X00FF

Не следует забывать, что у каждого типа данных есть диапазон допустимых значений.

Если требуется сформировать отрицательную целую или вещественную константу, то перед константой ставится знак унарной операции изменения знака (-), например: -218, -022, -0х3C, -4.8, -0.1e4.

Вещественная константа в экспоненциальном формате представляется в виде мантиссы и порядка. Мантисса записывается слева от знака экспоненты (Е или е), порядок — справа от знака. Значение константы определяется как произведение мантиссы и возведенного в указанную в порядке степень числа 10. Обратите внимание, что пробелы внутри числа не допускаются, а для отделения целой части от дробной используется не запятая, а точка.

Символьные константы, состоящие из одного символа, занимают в памяти один байт и имеют стандартный тип char. Двухсимвольные константы занимают два байта и имеют тип int, при этом первый символ размещается в байте с меньшим адресом.

Все строковые литералы рассматриваются компилятором как различные объекты.

Строковые константы, отделенные в программе только пробельными символами, при компиляции объединяются в одну. Длинную строковую константу можно разместить на нескольких строках, используя в качестве знака переноса обратную косую черту, за которой следует перевод строки. Эти символы игнорируются компилятором, при этом следующая строка воспринимается как продолжение предыдущей. Например, строка

“Никто не доволен своей
внешностью, но все довольны
своим умом”

полностью эквивалентна строке

“Никто не доволен своей внешностью, но все довольны своим умом”

В конец каждого строкового литерала компилятором добавляется нулевой символ, представляемый управляющей последовательностью .
Поэтому длина строки всегда на единицу больше количества символов в ее записи. Таким образом, пустая строка ?? имеет длину 1 байт.

Пустая символьная константа недопустима.

Комментарии

Комментарий либо начинается с двух символов «прямая косая черта» (//) и заканчивается символом перехода на новую строку, либо заключается между символами-скобками /* и */. Внутри комментария можно использовать любые допустимые на данном компьютере символы, а не только символы из алфавита языка C++, поскольку компилятор комментарии игнорирует. Вложенные комментарии-скобки стандартом не допускаются, хотя в некоторых компиляторах разрешены.

По материалам книги «Программирование на языке высокого уровня CC++», Павловская Т.А.

Читать еще:  Как включить безопасный
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×